Включая проект «Великие украинцы» в список, предлагаемый для рассмотрения экспертами рейтинга, мы исходили из того, что это принципиально новая программа на украинском телевидении. Проект сложный и сочетает в себе ток-шоу с интерактивным опросом телезрителей, а в межпрограммный период – всех граждан Украины относительно места и роли выдающихся государственных и политических деятелей, военных, художников, ученых, спортсменов, религиозных деятелей и других известных людей в национальной и мировой истории. Это первое в Украине шоу не развлекательного характера, созданное по международной лицензии.
Как и ожидалось, проект вызвал немало острых дискуссий. Жаркие споры начались еще на этапе выбора критериев: кого считать украинцем, каковы признаки величия? Обострились споры вокруг некоторых персоналий. Эти дискуссии неизбежны при нынешнем растерянном состоянии украинских умов.
Но вряд ли можно признать до конца оправданной критику в адрес канала и ведущего Савика Шустера. Если говорить по сути, то оппоненты их обвиняют в том, что они создали не социальный, а коммерческий проект. Но, во-первых, проект все же несет значительную социальную нагрузку: по крайней мере, часть граждан страны задумались и попробовали присоединиться к обсуждению. А во-вторых, обвинять частный телеканал в желании создать рейтинговое зрелище (и при этом не за счет чернухи и криминала) – означает спорить с постулатами рыночной экономики.
Формат программы придуман британской Би-Би-Си-2. После этого он был реализован во Франции, Германии, США, Португалии, Чехии и некоторых других странах. Он вызывал неоднозначную реакцию, однако нигде не остался незамеченным. В некоторых государствах результаты голосования оказались весьма странными вследствие того, что специальные инициативные группы активно поработали на «своего» андидата. Была такая попытка (или провокация) уже и в Украине, но ее удалось пресечь.
Сценарий проекта выстроен так, что он позволяет поддерживать интерес к нему (а значит и к телеканалу) на протяжении нескольких месяцев. Но и для самого канала это очень затратное мероприятие. На первом ток-шоу с участием аудитории из 200 человек, представляющих все население страны, и совета гарантов в прямом эфире обсуждаются критерии голосования. После этого в течение пяти недель все граждане страны могли тем или иным способом сообщить имена тех, кого они считают достойными. В это же время рабочие группы проекта колесили по стране, устраивая «очные» выдвижения. 21 декабря первый этап был завершен. В выдвижении приняли участие около полумиллиона человек, было названо четыре тысячи имен. По его итогам определили 100 самых достойных. В начале года канал подготовит и покажет 90 сюжетов об украинцах, занявших с 11-го по 100-е место, и 10 документальных фильмов о победителях, попавших в первую десятку. Имя «самого великого украинца» будет названо весной на финальном шоу программы.
Даже если им станет Тарас Шевченко, это, наверное, вызовет неоднозначные комментарии и поток новых обвинений в адрес телеканала. Первый выпуск программы собрал долю 29,04% по аудитории 18+, что выше среднего показателя для этого временного слота телеканала и больше, чем было у телеканалов-конкурентов. Второй имел долю 30,24%. У финального шоу показатели будут явно выше. Наверняка и спонсор проекта не будет разочарован своим участием.