В Украине розничный сектор в течение 2010 и 2011 гг. демонстрировал динамичный рост, а средний показатель роста объемов продаж украинских предприятий розничной торговли более чем вдвое превысил аналогичные показатели мировых розничных операторов, принявших участие в исследовании аудиторской компании "Делойт".
Украинский рынок менее консолидирован, чем рынки развитых странах. Из ТОП-10 крупнейших мировых операторов розничной торговли в Украине присутствует только "МЕТРО". Международные игроки планируют продолжить расширение своих сетей в 2012 году, однако привлекательность Украины для мировых розничных сетей, согласно рейтингу компании CBRE, снизилась по сравнению с прошлым годом.
Следует также отметить, что, хотя темпы открытия реальных магазинов в мире выросли, популярным методом проверки новых рынков среди представителей сферы розничной торговли стало открытие он-лайн магазинов. Большинство предприятий осуществляют деятельность посредством различных каналов (например, магазины, каталоги, интернет-магазины, центры телефонного обслуживания, социальные сети, цифровые табло, мобильная связь), однако немногие из них имеют представление о том, как потребители используют имеющиеся каналы. А ритейлеров, у которых есть эффективная, последовательная и понятная стратегия использования многих каналов, еще меньше.
Рейтинг крупнейших ритейлеров мира от "Делойт"
Компания |
Страна происхождения |
Место |
Объем розничных продаж (млн. долл.) в 2010 |
Совокупные темпы ежегодного роста 2005-2010 (%) |
Вол-Март Сторз, Інк. / Wal-Mart Stores, Inc. |
США |
1 |
418,952 |
6.0 |
Каррефор С.А. / Carrefour S.A. |
Франция |
2 |
119,642 |
3.9 |
Теско / Tesco PLC |
Великобритания |
3 |
92,171 |
9.3 |
Метро АГ / Metro AG |
Германия |
4 |
88,931 |
3.8 |
Крогер Ко. / The Kroger Co. |
США |
5 |
82,189 |
6.3 |
Шварц Унтернеменс Треуханд КГ / Schwarz Unternehmens Treuhand KG |
Германия |
6 |
79,119 |
9.8 |
Костко Хоулсейл Корпорейшн / Costco Wholesale Corporation |
США |
7 |
76,255 |
8.0 |
Хоум Депоу, Інк. / The Home Depot, Inc. |
США |
8 |
67,997 |
-2.5 |
Волгрин Ко. / Walgreen Co. |
США |
9 |
67,420 |
9.8 |
Алди Айнкауф ГмбХ енд Ко.оХГ / Aldi Einkauf GmbH & Co. oHG |
Германия |
10 |
67,112 |
5.9 |
Кроме того, в своих исследованиях специалисты компании «Делойт» отмечают все большую склонность украинских потребителей к практичности и бережливости. Учитывая это, розничным операторам важно искать возможности для удержания доходности на достаточном для них уровне.
«Удержание высокого уровня маржи в Украине возможно, в частности, благодаря предоставлению дополнительных высокомаржинальных услуг и улучшению уровня обслуживания. Для этого необходимо постоянно анализировать предпочтения потребителей и своевременно внедрять новые продукты, завоевавшие популярность на мировых рынках. Например, одним из перспективных направлений для развития является интернет-торговля, которая служит дополнением к основному розничному бизнесу. Большое внимание также следует уделять маркетинговым мероприятиям в социальных сетях – сегодня уровень доверия потребителей к этому источнику информации является высоким, особенно среди населения в возрасте до 30-35 лет», – отмечает старший менеджер компании «Делойт», руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли Ольга Шамрицкая.
Доктор Калиш добавил: «Потребители становятся более экономными, осуществляют контроль за процессом совершения покупок, анализируют различные источники информации и каналы распространения продукции с целью совершения самой оптимальной покупки. Поскольку потребители не различают каналы, предприятия розничной торговли должны поддерживать беспрепятственную интеграцию всех своих каналов, а именно доступ к полному ассортименту товаров, информацию о покупателях и по заказам».
Также, по прогнозу эксперта, ожидается, что в скором будущем потребители, скорее всего, будут использовать мобильные устройства, чтобы получить информацию о наличии товаров в ближайших магазинах или для того, чтобы заказать товар в магазине, а получить его дома. В 2012 году предприятиям розничной торговли необходимо будет продолжать разработку инновационных многоканальных решений.