Почему Kodak заявил о банкротстве, а его главный конкурент Fujifilm остается вполне здоровым.
В середине января Eastman Kodak, икона эпохи пленочной фотографии со 131-летней историей, подал заявление о банкротстве и защите от кредиторов в Федеральный суд. «Совет директоров и команда управляющих полагают, что это необходимый и правильный шаг, который нужно сделать ради будущего Kodak», – говорится в заявлении генерального директора Антонио Переса. Компания проведет реструктуризацию, управлять этим процессом будет заместитель председателя совета директоров FTI Consulting.
На время реструктуризации компании удалось привлечь финансирование банка Citigroup в размере $950 млн., за счет чего она будет выплачивать сотрудникам зарплату и поддерживать подразделения по работе с клиентами. В ходе данного процесса Kodak хочет избавиться от неприбыльного бизнеса, распродать неключевые патенты и сосредоточиться на перспективных направлениях бизнеса – технологиях печати и хранения.
За минувший год акции компании потеряли в цене почти 90%. У нее накопилось $6,8 млрд. долгов при общем объеме активов в $5,1 млрд. Финансовые проблемы начались еще в 2004 г.
В первых комментариях экспертов говорится практически одно и то же: компания проиграла потому, что слишком долго цеплялась за устаревающие пленочные технологии и не хотела ничего менять. Но это верно только отчасти, поскольку в ее истории было немало попыток диверсификации, однако многие из них оказались неудачными. Причины потерь: новые направления были нишевыми или тупиковыми, и практически все они находились вне основной компетенции фирмы. При этом некоторые перспективные технологии (та же цифровая фотография), у истоков которой стоял Kodak, прозябали в портфеле компании, что дало возможность конкурентам захватить рынок.
Kodak защищается от кредиторов, а его давний конкурент – японская компания Fujifilm – сейчас чувствует себя превосходно. В причинах этого с помощью экспертов попытался разобраться журнал The Economist.
Начала меняться, но действовала медленно
Ларри Мэттисон, бывший топ-менеджер Kodak, а ныне преподаватель бизнес-школы «Симон» университета Рочестера, вспоминает, как он в 1979 г. готовил аналитический доклад об ожидаемой миграции различных потребителей с пленки на цифровую фотографию. По его мнению, процесс перехода должен был завершиться к 2010 г. История показала, что он ошибся всего на несколько лет.
Примерно тогда же, в 1980-х, надвигающуюся бизнес-угрозу заметили и в Fujifilm. В ответ там разработали стратегию противодействия, состоящую из трех направлений: выжать как можно больше денег из производства пленок и пленочных фотоаппаратов, подготовиться к переходу на цифровую фотографию и развивать новые направления бизнеса.
Kodak тоже начал меняться, но действовал медленнее. Отчасти виной тому была его организационная культура. Несмотря на его сильные стороны – внушительные инвестиции в исследования, строгий подход к производству и хорошие отношения с местным сообществом – он превратился в самодовольного монополиста. По мнению бывшего советника компании Розабет Мосс Кантера из Гарвардской бизнес-школы, топ-менеджеры страдали менталитетом безупречных продуктов, не обладая при этом высокотехнологичным мышлением, предполагающим работу в стиле «сделайте это, запустите это, наладьте это». Не помог и Рочестер – город, для которого
Полный текст этой статьи Большой темы доступен для подписчиков по ссылке:
а также в печатной версии журнала "Комп&ньоН", № 05
Оформить подписку или приобрести журнал "Комп&ньоН" можно, позвонив по телефону (044) 494 25 04, 01, по е-mail subscription@companion.ua или в онлайн-магазине CompanionShop
Kodak является градообразующим предприятием. Здесь руководителей редко кто осмеливался критиковать так, как следовало.