Значительный объем инвестиций в отрасль соответствует постоянному росту потребления, темпы которого пока не снижаются.
В целом отрасль весьма диверсифицирована по рынкам сбыта и товарной структуре, поэтому риски в ней низкие. Главный риск связан с высокой конкуренцией. Однако и она с лихвой компенсируется высокой (30-50%) рентабельностью и быстрыми (2,5-4 года) сроками окупаемости (правда, сегодня часто повышаемыми до пяти лет). Наращивание объемов продаж не затруднено практически ничем. Единственной преградой является дефицит торговых площадей, особенно в крупных городах.
До 15% затрат отрасли приходятся на транспорт, услуги которого однозначно будут дорожать, что скажется на затратах торговли и в итоге – росте цен. Значительны затраты отрасли и на финансовое посредничество. С развитием потребительского кредитования доля финансового посредничества может увеличиться, однако при этом данные услуги будут дешеветь и привлекать тем самым еще больше покупателей.
Важным событием на рынке может стать приход новых крупных транснациональных сетей розничной торговли (у Auchan уже есть 20% в группе «Фуршет»), а также быстрого питания. На данный момент проникновение иностранного капитала в торговлю не превышает 10%.
В целом конкуренция на рынке крайне высокая, что связано с относительно слабым влиянием протекционизма и низкой консолидацией отрасли. В рознице доля ни одного игрока не приближается к 10%. Но процесс консолидации идет, поэтому в среднесрочной перспективе следует ожидать появления в части секторов игроков с долей продаж до 20%.
Всего в торговой сети Украины порядка полумиллиона объектов, из которых 0,2 млн. – магазины (из них больше половины продовольственные).
Большие инвестиции сейчас способны совершать в основном такие лидеры рынка, как «МЕТРО», «АТБ-Маркет», «Квиза-Трейд», «Амстор», «Фуршет», «Фоззи» (с оборотом от одного миллиарда гривен и выше) и догоняющие их сублидеры – «Билла», «Таврия-В» и некоторые другие (с оборотом в несколько сотен миллионов гривен). К ним можно добавить ведущие бизнес-группы, заинтересовавшиеся инвестициями в розницу, например СКМ (проект «Украинский ритейл» с заявленными инвестициями $200 млн. в сеть супермаркетов «Брусниця»). Midland Group, связанная с «Запорожсталью», объявила о плане развития розничной сети в среднем между супермаркетом и дискаунтером формате – MD Stores. Это второй после «Амстор» розничный проект группы.
С 1995 г. доля продовольственных товаров в структуре продаж постоянно сокращается и сейчас составляет 42% в рознице (хотя 10 лет назад превышала 50%) и 15,5% в оптовой торговле.
Как следствие, растет специализация в непродовольственной торговле. В результате отдельные специализированные сети по обороту вполне сопоставимы с сетями преимущественно продовольственных супермаркетов. Например, оборот от нескольких сотен миллионов до миллиарда гривен имеют ведущие компании по торговле аптечной продукцией и автомобилями.
В целом имущественные комплексы, из которых можно создать большой супермаркет или автосалон, до недавнего всплеска цен на нежилую недвижимость часто продавались за $2-3 млн. С другой стороны, вложения в магазины самообслуживания в небольших городах с населением до 100 тыс. человек могут быть достаточными на уровне $100 тыс. при условии аренды (как показывает пример развития сети «Белая ворона»). Вообще инвестиции в 1 кв. м супермаркета в провинции составляют от $300 до 500.
Довольно важен учет роста в смежных отраслях. Так, строительный бум привел к инвестициям в сети магазинов строительных материалов, куда приходят три крупные западные торговые сети – OBI, Praktiker, BauMax. Да и сами производители стройматериалов, к примеру, «Фомальгаут», начинают заниматься созданием собственных торговых сетей.
Корпоративные облигации украинских торговых сетей уже несколько лет активно размещаются и покупаются портфельными инвесторами.