Какие реалии в жизни Украины требуют незамедлительных изменений в действующей Конституции?

Владимир Барабаш, генеральный директор фирмы «Мономах»:

– То, что написано на бумаге, и то, что осуществляется в жизни, – совершенно разные вещи. Поэтому я бы сейчас вообще не трогал ни Конституцию, ни законы, которые написаны и уже приняты. Я помню, когда принимали Конституцию, говорили, что она лучшая в Европе, а потом, как оказалось, нет механизма влияния на действия президента. Он у нас уже практически царь. Я считаю, что всякие предложения по изменению Конституции – это отвлечение народа от насущных проблем. Пусть власть выполняет законы те, которые она же приняла. Сегодня в Украине политическая целесообразность убивает законность.

Валентин Ландык, народный депутат Украины, президент ЗАО «Группа «НОРД», президент Федерации настольного тенниса Украины:

– Я считаю, прежде всего надо начинать с парламентско-президентской республики и перехода к земельному обустройству Украины. В Конституции записано, что мы унитарное государство, а я хотел бы, чтобы Украина была федеративным государством. Это мое личное мнение.

Виктор Ющенко, народный депутат Украины, лидер блока «Наша Украина»:

– Ми стоїмо перед вибором двох концепцiй органiзацiї системи управлiння в державi. Одна розроблена в Адмiнiстрацiї президента, а друга – в стiнах парламенту. Завдання полiтичної реформи – це не ревiзiя Конституцiї. Завдання полiтичної реформи насправдi полягає в створеннi гармонiї мiж рiзними гiлками влади. Нiхто не повинен ставити за мету мати слабкого президента чи прем’єра або сильний парламент. Гармонiзацiя полягає в тому, щоб кожна з iнституцiй влади була сильною, щоб їхнi поля впливу не накладалися одне на одне.

Я переконаний, що українськi можливостi й українську перспективу забирає чинна влада. Нам потрiбнi системнi змiни управлiння, якi могли б продукувати ефективнi полiтичнi й державницькi рiшення для України. Тому ми виступаємо за полiтичну реформу, я пiдкреслюю, не конституцiйну, а полiтичну. До Конституцiї треба пiдходити дуже обережно. Ми повиннi розглядати полiтичну реформу як масив змiн до дiючих законiв, а вже потiм до Основного Закону. Цi речi взаємопов’язанi. Наприклад, якщо ми не завершимо дискусiю про пропорцiйну виборчу систему, нам важко буде вносити змiни до Конституцiї. Ми дуже обережно ставимося до змiн у Конституцiї. Вони мають бути мiнiмальними.

Леонид Кравчук, народный депутат Украины, глава фракции СДПУ(о):

– Повинна бути чiтка система влади, якої зараз немає. Для цього треба розмежувати повноваження мiж ВР, урядом i президентом, тобто створити трикутник, який чiтко визначив би сутнiсть влади i її повноваження. Таким чином, влада стане ефективною i прозорою. Ставиться завдання: пiдвищити ефективнiсть влади.

Валерий Пустовойтенко, народный депутат Украины, глава фракции НДП:

– На мой взгляд, после проведения политической реформы власть должна функционировать прозрачно. При этом повысится роль исполнительной власти в нашем государстве. Люди будут знать, кто конкретно отвечает за общегосударственные проблемы. Также повысится роль президента. Он должен стать гарантом соблюдения Конституции Украины.

Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер СПУ:

– Универсальные реалии – это необходимость изменения системы власти. Если подобного не сделать, а это воз можно сделать только путем внесения изменений в Конституцию Украины, то мы и дальше станем укреплять диктаторский режим власти. Это и дальше будет отдалять власть от потребностей народа и конкретного гражданина. А значит, никогда не будет ни процветания Украины, ни благополучия населения, ни самого государства.

Степан Гавриш, народный депутат Украины:

– Практически это переход в новую эпоху развития. Не только с новой властью, но и с формированием политической элиты. Более публичной и прозрачной. Чрезвычайно важно осознать, что политическая реформа может стать пружиной для национального прогресса и объединения украинцев. Именно конституционная реформа приведет нас к консолидированной единой нации и к усилению украинской государственности. Несомненно, это единственный путь. И время надо использовать эффективно. Осознает ли это политическая элита, прежде всего та, которая сгруппирована в парламенте, сказать трудно. Слишком по-разному видят политики пути реформы. Очень важно, чтобы появился законопроект, который был бы лишен противостояния и неких амбициозных принципов.

Петр Симоненко, народный депутат Украины, лидер КПУ:

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо выехать за пределы Киева на 50-100 километров. Реалии, которые определены общей территорией Украины, состоянием ее экономики, социальным базисом людей, критериями, которые вводятся в понятие жизненного уровня, – они явно свидетельствуют о том, что ситуация критическая. Сегодня в Украине создан искусственный голод, и это продолжение политики геноцида против своего народа. Здесь надо радикально менять политическую систему власти, только тогда можно говорить о том, какие ныне действующие нормы Конституции в практическом плане могут быть использованы в интересах людей.

Юлия Тимошенко, народный депутат Украины, лидер блока БЮТ:

– Я думаю, що головнi змiни до Конституцiї України, якi потрiбнi суспiльству, – це поставити виконавчу i президентську гiлки влади пiд жорсткий контроль суспiльства. Наслiдком контролю повинен бути механiзм прямої вiдповiдальностi. Сьогоднi в країнi цього не iснує. I тому люди, якi займають певнi посади, вiдчувають свою безкарнiсть. Складається екстремальна ситуацiя в Українi, коли влада i Генпрокуратура як органи контролю за дотриманням законiв є головними порушниками законiв України. I як би ми не переставляли статтi в Конституцiї, якщо не буде саме цей блок чiтко прописаний i задiяний, то нiчого доброго у нашiй країнi не буде.

Юрий Костенко, народный депутат Украины, лидер УНП:

– Полiтична реформа – це ухвалення низки конституцiйних законiв, а не змiн до Конституцiї. Це, скорiше, полiтичнi iгри, нiж полiтична реформа. Сьогоднi влада полiтично не персонiфiкована. Виборець не знає, за кого вiн голосує i хто вiдповiдає за стан справ в державi. Питання в iншому – в неефективностi української влади. Вона полiтично не вiдповiдальна. Сьогоднi що, нiхто не знає, хто розкрадає державний бюджет? Хто в сiльскому господарствi довiв все «до ручки», що там уже нiчого немає? Але ж за цi всi провали в економiцi, соцiальнiй та аграрнiй полiтицi повинен хтось вiдповiдати.

Александр Волков, народный депутат Украины:

– Должна быть политическая стабильность в стране. Это главное.

Виктор Небоженко, политолог:

– За десять лет Украину поглотили страшные болезни-проблемы – коррупция, бедность, провальная приватизация и нелигитимная национализация. Уже эти четыре проблемы требуют немедленных эффективных политических изменений. Другой вопрос, какие изменения предлагаются и можно ли такими методами решить эти проблемы.

Олег Рыбачук, народный депутат Украины, блок «Наша Украина»:

– онституция – это документ, в котором можно вечно что-то менять. Но сейчас изменения в Конституцию в последнюю очередь вызваны какой-то заботой о правах и свободах людей. На мой взгляд, такая забота имеет краткосрочный, политический момент. А главное – это то, что Леонид Данилович как президент не видит шансов на победу на следующих выборах.

Приведу такой пример: недавно я вернулся из Армении, где находился на парламентских выборах в качестве международного наблюдателя. И там у меня сложилось впечатление, что «демократические» тенденции приходят к нам от Туркменбаши: через Кавказ – в Украину. К нам пришла тенденция пожизненного президентства из Азии. Все постсоветские президенты в сложной ситуации после первого срока пребывания у власти берутся менять Конституцию. А инициативы изменений в Конституцию способствуют дальнейшему усилению института президентства. Если бы Кучма хотел что-то поменять в стране как президент, то он бы это уже давно сделал, двух сроков пребывания у власти для этого достаточно.

Залишити відповідь