С отечественной теплотой

Строительный бум в Украине «разогревает» спрос и на утеплители. Удовлетворить его может строительство заводов непосредственно в Украине. Первый шаг сделала URSA.


Cтремительный рост отечественного рынка утеплителей (до 50% по итогам 2007 г.) обусловлен увеличением объемов реконструкции старых зданий и нового строительства (рост строительного рынка в целом в 2007 г. составил 15%). Растущий спрос приводит к активизации деятельности поставщиков теплоизоляционных материалов.


Несмотря на наличие в Украине собственных предприятий по производству минераловатных утеплителей, львиная доля продаж все равно приходится на материалы зарубежного производства (96%). Поэтому мировые производители увеличили поставки и задумались об открытии производственных мощностей в Украине, что позволит им повысить эффективность собственной работы.


Идею открытия завода в нашей стране заложила в стратегию своего развития компания URSA после 10-летнего пребывания на украинском рынке. Уже в этом году она намерена начать строительство и в 2009 г. запустить завод по производству стекловолокна. Компания Rockwool давно вынашивает планы по строительству завода по производству минеральных утеплителей. Однако, несмотря на обещание губернатора Киевской области, вопрос с земельным участком для строительства пока не решен.


Штрихи к рыночному портрету
Стабильный рост рынка теплоизоляции обеспечивается не только строительным бумом, но и переходом Украины в 2006 г. на новые нормативные требования к теплоизоляции зданий, которые жестче ранее действовавших советских и не разрешают новое строительство без применения теплоизоляционных материалов. Значительный потенциал для роста рынка утеплителей формируют и многочисленные промышленные предприятия, и жилые дома, построенные еще 30-40 лет назад.


Постоянное увеличение цен на энергоносители подталкивает владельцев жилья, офисов и предприятий к совершению инвестиций в теплоизоляцию, которые потом окупятся сторицей. Ведь по заверениям поставщиков утеплителей, при правильном использовании теплоизоляционных материалов экономия энергии может составить до 300%. И даже если допустить, что данная цифра завышена заинтересованными экспертами, экономия все равно окажется существенной.

Стремительное увеличение спроса может спровоцировать дефицит на рынке, что и произошло на рубеже 2006-2007 гг. Дефицит усугубил строительный бум в Европе в этот же период, который не позволил увеличить объемы поставок европейских производителей в Украину. К середине 2007 г. ситуация нормализовалась. Однако, как отметила Надежда Калашник, заместитель директора «Комтехнобуд»: «Потребности в теплоизоляционных материалах в Украине будут расти в соответствии с развитием строительного рынка. Поэтому, если темпы роста строительства сохранятся на том же уровне, а поставки не увеличатся, ситуация с дефицитом минераловатных утеплителей может повториться».
Пока европейские производители раздумывают над тем, как удовлетворить растущий спрос, на рынке их начали теснить китайские производители. Впервые их продукция появилась в нашей стране в начале 2007 г. И за год она завоевала 13% украинского рынка минераловатных утеплителей.


Украинские перспективы импортеров
Для оптимизации процесса поставок и увеличения их объемов руководство компании URSA приняло решение в 2008 г. начать строительство собственного завода по производству стекловолокна на участке площадью 28 га вблизи Сквиры (Киевская область). Там расположена промышленная зона с автомобильными и железнодорожными путями и другой необходимой для создания завода инфраструктурой. Начальная производственная мощность будущего предприятия составит 45 тыс. т в год. Объем инвестиций в проект, по предварительным подсчетам, должен составить 90 млн. евро. Планируемый срок окупаемости инвестиций в компании не уточняют, однако отраслевые эксперты говорят о периоде продолжительностью пять-шесть лет.


После запуска завода расширится штат сотрудников URSA в Украине, увеличится объем продаж, а импортироваться будет только экструдированный пенополистирол. По утверждению Андрея Лемеха, директора компании URSA в Украине, основная часть продукции будет реализовываться внутри страны, а излишки – экспортироваться в Европу.



Переход на новую ступень развития на украинском рынке входит в стратегию развития этой глобальной компании на рынках Восточной Европы. На данный момент URSA располагает производственными мощностями в Польше, Венгрии и России. Кроме того, на такой шаг ее подтолкнул растущий спрос на утеплители в Украине, который привел к перманентному дефициту и повышению стоимости продукции. «В последние годы рынок стекловолокна в Украине развивается очень динамично, и на ближайшую перспективу эта тенденция, по прогнозам профильных экспертов, должна сохраниться», – отмечает г-н Лемех.


Активизируют свою деятельность и конкуренты. Упомянутая выше Rockwool рассчитывает все же до 2010 г. построить завод в Украине и уже нарастила мощность своего предприятия в Польше. Российская компания «ТехноНиколь» также говорит о планах соорудить в Украине завод по выпуску утеплителей. Но Isover, продукция которой занимает до 30% рынка, пока не заявляла о намерении перенести производство стекловолокна в Украину. В настоящее время поставки ее теплоизоляционных изделий в Украину осуществляются с заводов концерна Saint-Gobain (в него входит Isover) в Финляндии, Польше, Чехии и Швеции. 







Начало положено 100 лет назад


Компания URSA входит в испанскую корпорацию Grupo Uralita, занимающуюся производством строительных материалов и ведущую свою историю с 1907 г. В настоящее время Uralita имеет 38 заводов в 35 странах мира.

Залишити відповідь