Искусство украшать жизнь

МАГАЗИНЫ

Искусство украшать жизнь

В ателье интерьеров «Гениус Лоци» состоялась презентация мебели фабрик Bulthaup, Interluebke, Laura Meroni. На вечеринке в стиле 20-х гости могли познакомиться с мебелью, давно завоевавшей весь мир, а у нас пока представленной довольно ограниченно, с маленькими шедеврами большого искусства – искусства украшать жизнь.

Футуристы предлагали отказаться от истории, отмести наследие, чтобы жить в настоящем, с его техническими достижениями и эстетикой прогресса. Ироничные наши современники именно на примере футуристов показывают, как трудно выбросить на помойку прошлое. Искусственно созданная на презентации атмосфера 20-х заставила вспомнить, что именно тогда впервые появился минимализм и функционализм, присущие сегодня мебели Interluebke и кухням Bulthaup. «Красота не в форме, а в функциональности и материале» – словно говорят предметы интерьера Laura Meroni. Чистота линий и эргономичность, провозглашенные еще в начале века, сегодня стали для дизайнеров почти константами, возродив культ Вещи. Где вещь – незаменима и бесценна благодаря выверенности во всем, где она становится частью нас, организуя повседневную жизнь, где она постоянно напоминает об эпохе, в которой мы живем. По словам Ольги Курочкиной, хозяйки салона, «у древних бытовало поверье, что каждая местность, каждое дерево, камень и, конечно, дом имеют своего духа-хранителя – genius loci. Сейчас понятие «дух дома» используется немного в ином смысле, скорее как атмосфера, которую призваны выразить вещи, наполняющие дом».

КНИГИ

Агрессия против шаблонности

«Поклониться тени» – так называется сборник эссе Иосифа Бродского, недавно выпущенный издательством «Азбука-Классика» в удобном формате pocket-book. Ценность предлагаемой книги в том, что в ней сконцентрирована вся правда о поэте и его жизни, отобранная им самим.

В сборник включены три главных вида автобиографических эссе Бродского: рассказы о собственной жизни («Меньше единицы» и «Полторы комнаты»), воспоминания о людях, которые оказали на него влияние («Поклониться тени» и «Памяти Стивена Спендера») и два больших эссе в жанре путешествия («Путешествие в Стамбул» и «Посвящается позвоночнику»). Также в сборник включена Нобелевская лекция поэта.

Во всех этих текстах автор, даже рассказывая о личных впечатлениях, старается вывести на первый план своего собеседника – будь то конкретный человек, город или целая эпоха.

Эссе Бродского – это сложнейший конгломерат автобиографических сюжетов, исторических экскурсов, тончайших разборов стихов русских и западных поэтов, парадоксальных идей. И все проникнуто одной мыслью – помочь каждому человеку осознать возможность независимости, прежде всего духовной. «Независимость – лучшее качество, лучшее слово на всех языках», – писал Бродский еще в 1965 году в ссылке в архангельской деревне.

В Нобелевской лекции есть фраза, объясняющая весь смысл жизни Иосифа Бродского: «Великий Баратынский, говоря о своей музе, охарактеризовал ее как обладающую «лица необщим выраженьем». В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования». В связи с этим эссе Бродского можно считать учебником «самостояния человека», говоря словами Пушкина.

Сам Бродский имел необыкновенно интенсивно выраженную агрессивную индивидуальность и о чем бы ни писал – он писал дневник своей духовной жизни. Эта агрессия против любой банальности, шаблонности чувствуется в каждом его тексте.

Залишити відповідь