Максим Пискунов, финансовый директор ОАО «Галактон»:
– Менее удобно, чем во Франции, но более удобно, чем в Киргизии. Чаще всего я пользуюсь платежными карточками в ресторанах и магазинах. Однако в Украине далеко не везде можно рассчитаться с помощью карточки за товары или услуги. К примеру, открывается очень хороший, дорогой ресторан. Приходишь туда без кэша в полной уверенности, что сможешь расплатиться карточкой. А оказывается, что воспользоваться данной услугой можно будет лишь через месяц-два. То же можно сказать и о магазинах. Почему у нас в большинстве супермаркетов нет POS-терминалов, для меня остается загадкой. Ведь для эмитентов карточек это самый большой источник доходов.
Пока что я ни разу не сталкивался с мошенничеством. Наверное, если не пользоваться карточкой для оплаты покупок в Интернете и соблюдать элементарные правила безопасности, можно для себя минимизировать риск мошенничества. В целом же я всегда мечтал иметь «кусочек пластика», даже когда еще такой возможности не было. И как только первый банк начал заниматься эмиссией карточек, я сразу же получил себе такую. И сейчас их коллекционирую.
Юрий Мирошников, первый вице-президент «Международных авиалиний Украины»:
– В принципе платежная карточка – очень удобный инструмент. Поэтому я ею пользуюсь как за границей, так и в Украине. Причем совершаю и крупные, и мелкие покупки. Если говорить об особенностях использования карточки в Украине, то иногда приходится долго ждать подтверждения ее авторизации, или же продавец вынужден по два-три раза прокатывать карточку.
Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:
– Я не вижу разницы в пользовании карточками в Украине, Венгрии или в Прибалтике. Есть некий привкус, что, когда я пользуюсь карточкой, то за мной как будто кто-то присматривает. Или это налоговая, или еще кто-нибудь. Я это списываю только на постсоветский синдром, который заставляет нас думать, что все телефоны прослушиваются. Считаю, что мы должны себя переломить и начать пользоваться платежными карточками. Крупные покупки по карточкам я не делаю, у меня нет столько денег. Но думаю, что пока это и неудобно, все-таки за крупной покупкой может последовать проверка.
Татьяна Мирошниченко, бренд-менеджер компании GlaxoSmithKline:
– Да, я использую карточки Maestro и Visa. За рубежом это очень удобно, а в Украине – зависит от того, в каком месте ты ими пользуешься. Есть места, где это не очень удобно, среди них – супермаркеты, в которых, как правило, данная услуга занимает очень много времени. Гораздо более удобно пользоваться в ресторанах, небольших специализированных магазинах, например, в «Интертопе», производить банковские платежи.
Думаю, карточки – достаточно безопасный и удобный способ хранить деньги и рассчитываться за покупки. Носить деньги в кармане – куда более опасно. Кроме того, считаю, что для совершения крупных покупок карточки просто незаменимы. Моя самая большая покупка, которую я проплачивала через карточку, – покупка мебели. Если будет возможность сделать еще более крупное приобретение, стану пользоваться именно карточкой, а не наличными.
Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер СПУ:
– Я не пользуюсь платежными карточками, но наблюдал, как ими пользуются другие. Считаю, что это вполне удобно, поскольку они позволяют человеку не носить с собой наличные деньги в крупных размерах.
Андрей Деркач, народный депутат Украины:
– Я не пользуюсь платежной карточкой. Мне удобно, когда я рассчитываюсь сразу наличными.
Сергей Лукьянович, финансовый директор ОАО «Львовская пивоварня»:
– Да, это удобно и практично. По крайней мере, я пользуюсь услугами того сервиса, который позволяет сделать безналичную оплату. При этом осуществляю расчеты как личной, так и корпоративной карточкой. Такси, кассы продаж билетов, мелкие магазины и т. п. должны предоставлять возможность оплаты посредством карточек. Чем шире станет их использование, тем удобнее будет пользователям, да и банки будут зарабатывать. Конечно же, есть случаи мошенничества с карточками, но я уверен, что обманы с наличностью, воровство встречаются чаще, чем «в электронном виде». В любое время из любой точки мира можно зайти на страничку банка-эмитента и проверить все обороты.
Я считаю карточку неотъемлемым атрибутом жизни, а карточка достойного эмитента – это еще и престижно, и надежно.
Андрей Тарасов, председатель правления ЗАО «Альфа-Банк»:
– Если при снятии наличных с помощью платежной карты особых проблем не возникает, то в торгово-сервисной сети, особенно при совершении крупных покупок, я столкнулся с проблемой расчетов пластиковой картой. К примеру, существовали ограничения по сумме расчетов в автосалоне, установленные банком-эквайером, обслуживающим данную торговую точку. Пришлось снимать наличные и рассчитываться таким образом с продавцом, что, на мой взгляд, нелогично с точки зрения выполнения главной функции карт – осуществления безналичных расчетов.
Кроме того, во избежание мошеннических действий я далеко не везде рассчитываюсь своей карточкой (особенно стараюсь этого избежать на автозаправочных станциях, в некоторых супермаркетах и ресторанах), поэтому расплачиваюсь ею только в «проверенных» местах.
Аркадий Розбицкий, директор по маркетингу туристической фирмы «САМ»:
– Менеджеры высшего звена нашей фирмы пользуются платежными карточками – это позволяет статус. Карточки удобны для осуществления представительских расходов или для презентаций. В других случаях они не нужны.
Думаю, что в Украине все-таки лучше пользоваться наличными деньгами. Простой пример: когда ты едешь по трассе и останавливаешься пообедать, то ни один дорожный ресторан платежную карточку у тебя не примет.
Виталий Кононов, лидер ПЗУ:
– Я бы пользовался карточкой, но у меня ее нет.
Юрий Сосюрко, президент Всеукраинской ассоциации лизинга «Укрлизинг»:
– Реально во многих отечественных магазинах и даже бутиках крайне неохотно принимают к оплате платежные карточки. Я с этим сталкивался неоднократно. Так, по роду своей деятельности я часто езжу в командировки по всей Украине. И во многих городах на платежную карточку смотрят как на что-то необыкновенное. А продавцы объясняют это тем, что у них нет опыта, они не знают и не умеют ими пользоваться, поэтому для них лучше получить оплату наличными. Если за границей процесс оплаты карточкой решается в считанные минуты и даже секунды, то в Украине это занимает время и портит нервы покупателю и продавцу. На мой взгляд, карточка удобна тем, что с нее можно снимать деньги в банкомате. И очень многие магазины именно так и предлагают делать.
Сергей Оксанич, президент инвестиционной компании KINTO:
– Я перестал расплачиваться платежной карточкой в ресторанах. Потому что карточку могут неизвестно сколько раз пропустить через определенный механизм и списать с нее все мои данные. Не исключаю, что здесь могут быть злоупотребления. В других случаях – в супермаркетах, магазинах – я ею пользуюсь и считаю, что это удобно.
Александр Омельченко, мэр г. Киева:
– Я пользуюсь платежной карточкой и считаю, что это очень удобно. Свою лепту в повышение удобства пользования карточками намерен внести и Киевсовет, имеющий хорошие наработки в данной сфере. Мы учли опыт москвичей, которые ввели у себя т. н. социальные карточки и «включили в них» очень много услуг. И уже в этом году первые сто социальных карточек киевляне смогут получить через банк «Хрещатик». Думаю, что подобная услуга станет удобной для жителей города, и в дальнейшем такие карточки будут жизненно необходимыми, как паспорт.
Владимир Спиваковский, президент Гильдии брендов:
– Очень удобно. Я считаю, что чем больше людей будут пользоваться платежными карточками, преодолевая многие неприятности, которые при этом возникают, тем быстрее все неудобства пройдут сами собой. К примеру, бывали случаи, что больше тысячи гривен нельзя снять со счета, и ждешь в магазине, когда они свяжутся по телефону с банком и все уточнят. Еще меня пугают неквалифицированные продавцы, многие из которых не знают, как пользоваться карточками. Приведу такую историю: пришел недавно в магазин игрушек, рассчитываюсь за приобретенный товар. Продавец берет мою кредитную карточку и кладет ее на магнитную подставку, где он считывает штрих-код. В результате магнитная полоса на моей карточке обнуляется, а продавец сообщает, что на карточке нет денег. Конечно, мне пришлось менять карточку, но ведь продавец тоже должен учиться. Были у меня неприятности с платежной карточкой и за рубежом. Поэтому я привык к сбоям. В Греции столкнулся с мошенничеством, когда мне возвращали кредитные карточки и убеждали меня в том, что на них нет денег. А в это время «проворный» продавец снял все мои данные с карточки и сделал вид, что карточка «пустая».