Правовой аспект

Самозанятые лица обязаны регистрироваться в органах Пенсионного фонда
Пенсионный фонд внес поправки в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины. В первую очередь они призваны привести ее положения в соответствие с изменениями в сфере пенсионного страхования, предусмотренными законом о госбюджете на 2008 г.
Наиболее заметным изменением, конечно, можно назвать замену дифференцированной ставки взноса в ПФУ, единой для некоторых категорий плательщиков. Это означает, что застрахованные лица, предусмотренные пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.6, 2.2.12 и 2.2.17 пункта 2.2 Инструкции (то есть основная часть плательщиков), будут уплачивать сбор в размере 2% от зарплаты и прочих налогооблагаемых выплат независимо от их размера.


Кроме того, в Инструкцию внесено дополнение: для работодателей – плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога – в 2008 г. закреплен конкретный размер специальной ставки страхового взноса за наемных работников – 19,92% (в 2007 г. – 13,28%).


Не столь очевидными являются некоторые уточнения относительно лиц, работающих по гражданско-правовому договору (о предоставлении услуг, подряда). Можно сделать вывод, что адвокаты, нотариусы и другие самозанятые лица, заключая гражданско-правовой договор с физлицом, также вынуждены платить взносы в ПФУ в размере 33,2% от суммы вознаграждения по договору. С этой целью ПФУ обязал таких страхователей в течение десяти дней с момента заключения договора с физлицом регистрировать его в органах ПФУ.


Изменения вступили в силу 25 февраля 2008 г.


Правила взимания НДС в близком будущем могут измениться
Президент издал Указ «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 1 февраля 2008 года «О состоянии исполнения решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 15 декабря 2006 года «О мерах по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, связанных с нестабильностью правового регулирования отношений в сфере администрирования налога на добавленную стоимость». По сути, документ направлен на усовершенствование нормативно-правового регулирования администрирования НДС. Указ непосредственно не содержит конкретных изменений, однако является ориентиром для изменений, ожидающихся в ближайшее время, так как содержит указания различным органам исполнительной власти по совершению ими ряда действий.


Например, Министерству финансов поручено конкретизировать основания проведения органами налоговой службы внеплановых выездных проверок для определения достоверности начислений сумм НДС, которые подлежат возмещению из бюджета. Кроме того, установить ограничения на общую продолжительность документальной невыездной (камеральной) и внеплановой выездной (документальной) проверок. Срок предложено установить в пределах 60 дней с момента получения налоговой декларации.


С 1 мая планируется ввести действенный механизм упрощения процедуры возмещения НДС для стабильно работающих предприятий. Пока четко не определено, кто подпадет под действие данной процедуры, однако сам факт ее введения уже вселяет надежду. За несвоевременную выплату возмещения предложено начислять штрафы.


Предполагается возобновить право погашения налоговых векселей как в денежном виде, так и путем зачета подтвержденных налоговыми органами сумм НДС, подлежащих возмещению. 


Проводить госзакупки товаров в некоторых случаях можно проще
Межведомственная комиссия по вопросам государственных закупок приняла решение «Относительно проведения государственных закупок товаров и услуг социальной направленности, ожидаемая стоимость которых не превышает 80 тыс. грн., при возникновении неотложной необходимости в осуществлении государственной закупки». Его суть сводится к тому, что в определенных случаях допускается осуществление госзакупок без соблюдения общего порядка.
Для проведения неотложной госзакупки необходимо:



  • обосновать социальную направленность закупки;

  • определить (узнать) среднерыночную цену в регионе;

  • провести закупку по цене, не превышающей среднерыночную. Общая стоимость закупки не должна превышать 80 тыс. грн.;

  • в трехдневный срок предоставить информацию о совершенной закупке (направить договор) в Межведомственную комиссию по вопросам государственных закупок, Госказначейство и Тендерную палату.

Однако стоит иметь в виду, что комиссия четко не определила, что следует понимать под социальной направленностью товаров и услуг. В решении содержится лишь пример такой закупки: продукты питания, бензин, некоторые лекарственные препараты. Сразу следует указать на возможные проблемы в применении этой нормы. Необходимо будет обосновывать социальную направленность. Что является достаточным обоснованием, непонятно, поэтому применение данного положения может вызвать ряд проблем на практике.

Залишити відповідь