Преимущества управления в стиле soft power.
Сегодня многим наиболее влиятельным деловым людям грозит испытать одно из самых серьезных разочарований в своей жизни – их сила и влияние, накапливаемые на протяжении многих лет, могут сойти на нет. Подумайте вот о чем: Microsoft, контролируя 90% рынка операционных систем, еще недавно могла использовать свое доминирующее положение, чтобы подмять под себя соперников. Но что делать, если конкурирующие продукты, такие как Linux или Solaris, невозможно уничтожить традиционными методами, поскольку они распространяются бесплатно и создаются тысячами добровольцев, а не одной компанией, которую можно поглотить? Еще один пример: чтобы заставить сотрудников выполнять свою работу, раньше компании прибегали к одному из наиболее действенных орудий – угрозе увольнения. Но в нынешнем мире, где человеческий капитал является наиболее ценным ресурсом, лучшие сотрудники вполне могут иметь в запасе пару-тройку предложений от других компаний и совершенно не опасаться получить расчет.
Сила по своей природе проста. Это «способность получать желаемое», как говорит известный американский политолог Джозеф Най, разработавший концепцию «мягкой силы» (soft power), или способности достигать желаемого путем привлечения других на свою сторону. И хотя работы ученого касаются международных отношений, изложенные в них идеи в равной степени справедливы и для современного бизнеса. Ключевая идея Джозефа Ная такова: большинство наиболее важных мировых проблем, с которыми приходится сталкиваться государствам, невозможно решить лишь с помощью традиционного военного вмешательства – необходимо воспользоваться «мягкой силой», чтобы люди начали разделять ваши взгляды и ценности, что и привело бы к достижению общих целей. Разве не в такой ситуации оказались нынешние предприниматели?
Когда Джон Рокфеллер стоял во главе Standard Oil, он уничтожал конкурентов не только путем ценового демпинга, но и перекрыв им доступ к железнодорожным перевозкам. В 1980-х журнал FORTUNE опубликовал статьи о десяти наиболее авторитарных руководителях США. Это были настоящие профессионалы в области жесткой силы: они угрожали, запугивали, унижали и принуждали. Роберт Мэлотт, глава крупного промышленного концерна FMC, выразил мнение большинства из них, когда заявил, что «истинное лидерство подтверждается способностью причинять боль». Сегодня такое силовое воздействие неуместно. При информационной экономике расходы на создание предприятий настолько незначительны, что новые серьезные конкуренты могут появиться из ниоткуда буквально в считанные месяцы. Онлайновые СМИ, магазины, банки и подобные им структуры отбирают у некогда всемогущих корпораций миллиарды долларов. Теперь главное бизнес-преимущество компаний – блестящие идеи, равно как и способность их генерировать. Это и есть «мягкая сила».
Стив Джобс, по версии FORTUNE, возглавлял декабрьский рейтинг наиболее влиятельных предпринимателей мира. Его корпорация Apple контролирует всего 2% мирового компьютерного рынка. По традиционным меркам это ничтожная доля. Джобс никогда не имел разветвленных дистрибьюторских сетей или гигантских заводов, но несколько лет назад ему пришла в голову отличная идея – iPod. И хотя это был не концептуально новый продукт, а всего лишь наилучшим образом оформленная версия уже существующих устройств, именно iPod стал для компании трамплином к успеху. То же самое топ-менеджер сейчас делает и с мобильными телефонами. Крупнейшие операторы борются за право представлять iPhone, поскольку осознают силу привлекательности гениальных идей Стива Джобса для потребителей. Это ли не триумф «мягкой силы»?
Том Нефф из авторитетного рекрутингового агентства Spencer Stuart, специализирующегося на подборе руководителей высшего звена, утверждает, что сейчас к лидерам предъявляются совершенно иные требования: «Вместо того чтобы отдавать подчиненным приказы, топ-менеджеры должны использовать методику постановки проблемных задач, задавать наводящие вопросы, побуждающие команду к размышлению и поиску верного решения. Такой подход является более тонким и приемлемым, чем диктатура». Сегодня руководители должны создавать прозрачную внутреннюю культуру, в которой каждый сотрудник имел бы свободу действий и стремился проявлять себя.
Многим руководителям пока не под силу смириться с новой концепцией управления. Им сложно избавиться от старых стереотипов власти и рыночного влияния. Но наиболее успешные руководители уже прониклись новыми веяниями. Уоррен Баффет, Стив Джобс, Майкл Делл, глава P&G Алан Джордж Лэфли являются одними из наиболее влиятельных фигур современного бизнеса. Сила этих лидеров проистекает из их харизмы, высочайшего интеллекта и таланта вдохновлять.
Движение от тоталитаризма к демократии Борис Остроброд, сооснователь и президент корпорации Sela: Галина Морозова, генеральный директор TOP Consulting: Лариса Шидловская, тренер по развитию лидерства, автор проекта All Meridians: |