«Надеемся, что 40%-й план роста обоснован и будет поддержан экономикой страны».
Сергей Маглюй, вице-президент по инновациям «Инком», рассчитывает, что в 2008 г. продажи компании достигнут $275 млн.
Потребительская активность
Недовольные покупатели предпочитают молчать
В целом уровень услуг вполне устраивает отечественных потребителей. Таков результат исследования потребительской удовлетворенности, проводившемся в рамках совместного проекта ЕС и ПРООН «Сообщество потребителей и общественные объединения» и агентства EPSI Rating.
Исследование проводилось в нашей стране впервые. Компании изучали пять секторов: банковские услуги, мобильная связь, добровольное страхование, супермаркеты и общественный транспорт. Последняя категория услуг вызывает у жителей страны наибольшее недовольство; более всего удовлетворены они услугами мобильной связи. По результатам исследования потребители поставили операторам мобильной связи 79 баллов (из 100), банковским услугам – 72, страховым компаниям – 69, супермаркетам – 76.
Исследователи отметили одну особенность украинских потребителей – их пассивность в отстаивании своих прав. К примеру, только пятая часть не довольных мобильной связью обращались с жалобами к оператору. Что касается супермаркетов, то в данном секторе ситуация та же: 20% из всей массы потребителей, которые приобрели некачественные продукты или товары, жаловались на это администраторам магазинов; 60% покупателей если и постараются поменять товар, то при отказе продавца оставят проблему нерешенной.
Ритейл
C&C устроит премиум для КаБаРе
Премиальное предложение добралось и до формата C&C. Так, «МЕТРО Кеш Энд Керри Украина» провела модернизацию двух магазинов (в Одессе и Киеве), вложив в это 8 млн. грн. До конца года планируется модернизировать и остальные магазины сети, инвестировав в общей сложности более 40 млн. грн.
В результате модернизации торговых площадей в точках сети добавился формат «магазин в магазине», появились комнаты с премиальной продукцией (к примеру, есть теперь комната мясных продуктов премиум-класса) и даже отдельный выход для владельцев «Золотой карточки».
Такая концепция модернизации с акцентом на премиум – стратегия компании, находящая свое воплощение по всему миру. В каждом из регионов ее адаптируют к местным реалиям.
«МЕТРО Кеш Энд Керри Украина» впервые переоборудовала подобным образом один из столичных магазинов еще прошлым летом. По данным компании, результатом проделанной работы стал рост продаж в этой точке. Во второй половине 2007 г. по сравнению с тем же периодом 2006 г. там выросли продажи аудио-, видеотехники на 23%, товаров для офиса – на 22%, сезонных товаров – на 36%, товаров для дома – на 26%.
По словам представителей компании, эта модернизация – ответ на требования клиентов, которым нужна премиальная продукция. Что касается региональных предпочтений, то оказалось, что покупателям там также необходимо расширение ассортимента посуды и оборудования для КаБаРе, пополнение товарного ряда в аудио- и видеоотделе.
Подходы
Девелоперы намерены строить с размахом
Отечественные девелоперы переходят к использованию концепции многофункциональности в регионах. К примеру, недавно компания «XXI Век» объявила о строительстве многофункционального комплекса в Севастополе. Его общая площадь составит 91 тыс. кв. м. Ввести полностью в эксплуатацию здание собираются в 2010 г. Другой девелопер – Steltex Investments (Киев) – к 2012 г. также намерен соорудить в Запорожье подобный комплекс (площадь – 120 тыс. кв. м). Вложить в проект компания планирует $140 млн.
Крупномасштабными одиночными программами девелоперы не ограничиваются. Тот же Steltex Investments за пять-семь лет предполагает построить в стране сеть из 100 торговых центров в небольших городах Украины (с численностью населения от 50 до 200 тыс. человек).
Многофункциональными эти магазины справедливо назвать по той причине, что их вид при желании можно менять – конструкции будут сборно-разборными. Сами девелоперы называют такой вид зданий конструкциями «лего». Размер магазинов будет небольшой – от 5 до 10 тыс. кв. м. Окупить проект девелопер собирается за пять лет, а инвестировать в него – около $420 млн.
Технологии
Мобильным телефонам нужно больше памяти, чем цифровым камерам
По данным Unitrade Group, локомотивом продаж карт флэш-памяти в минувшем году был рынок мобильных терминалов, а не цифровые фотокамеры (которым, кстати, эти карты памяти во многом обязаны своим появлением). На мобильные телефоны, смартфоны и коммуникаторы пришелся 71% продаж. «В нынешнем году распределение продаж карт памяти с точки зрения модели использования не претерпит серьезных изменений – сохранится то же соотношение, что и в 2007 г. Правда, при этом вырастет доля продукции, приобретаемой с целью использования в GPS-навигаторах, видеокамерах и медиаплеерах», – считает Сергей Дорофеев, руководитель департамента маркетинговых исследований Unitrade Group.
В целом, по оценкам холдинга, в текущем году Украине будет продано 4,8 млн. карт памяти на сумму около $72 млн. При этом сохранится уже обозначившаяся тенденция роста нижнего ценового сегмента (до $20). За истекший год его вес в общем объеме продаж вырос с 28 до 66%. Сократились доли среднего ($20-60) и верхнего (от $60) ценовых сегментов – с 63 до 32% и с 9 до 2% соответственно.
По прогнозу представителей холдинга, карты с максимально большим объемом памяти в текущем году так же, как и в 2007-м, останутся нишевым продуктом.
Телекоммуникации
Мобильные устройства разделяются на две группы
Глобальный рынок мобильных телефонов в ближайшее время ждут серьезные структурные изменения. «Мобильные устройства в ближайшем будущем разделятся на два ключевых сегмента: очень простые телефоны, используемые для базовых услуг, и смартфоны, которые будут содержать множество модулей и приложений», – уверен региональный директор компании HTC в России и СНГ Скотт Ченг. Второй класс устройств, по его мнению, будет нести на массовый рынок понятие «мобильность», предполагающее использование портативного устройства для решения различных задач по работе с информацией. Исследовательская компания ABI Research подтверждает эти предположения, прогнозируя, что к 2013 г. доля смартфонов в структуре мобильных устройств возрастет до 33% при нынешнем показателе 10%.
Одним из носителей подобной идеологии является компания HTC, занимающая лидирующую позицию по производству мобильных устройств на базе ОС Windows Mobile. Продукты этой компании занимают 22-23% всего мирового рынка смартфонов и коммуникаторов.
Несмотря на производственные успехи, маркетинговая модель компании, основанная на продвижении устройств с помощью операторов мобильной связи, уже не соответствует ее амбициям. По этой причине HTC решила проводить экспансию на североамериканский и европейский рынки под своей торговой маркой. В Украине дистрибьютором была выбрана компания «Юг-Контракт». Акцент при продвижении сделан на конкуренции с iPhone, шумиха вокруг которого позволит HTC также быть в центре внимания.
Вопрос номера
В конце февраля крупнейшая сеть кофеен Starbucks закрыла более 7 тыс. точек в США. Генеральный директор компании Говард Шульц приказал закрыть сеть на три часа, чтобы улучшить качество приготовления кофе и провести тренинги для персонала.
Чего в подобном решении больше – PR или производственной необходимости?
На мой взгляд, основная цель такой акции – PR. С одной стороны, клиенты получили убедительное доказательство того, что сеть серьезно относится к стандартам качества, а с другой – под благовидным предлогом на короткое время почувствовали, что без Sturbucks их привычная комфортная жизнь претерпит изменения. В то же время руководство сети смогло объединить сотрудников в единый коллектив.
Татьяна Солтык,
руководитель отдела по работе с клиентами Young&Rubicam
Уверена, что для Starbucks как успешного игрока цивилизованного рынка производственная необходимость неотделима от решения PR-задач. Никакого эпатажного эффекта такими действиями они не добивались. В идеале задачи бизнеса и коммуникаций всегда находятся в одной связке.
Анна Санден,
директор Lime Lite Studio
Это исключительно генерация нового информационного повода в период определенного кризиса сети кофеен Starbucks, достаточно типичная и прозрачная стимуляция товарооборота. Для обучения персонала и улучшения качества приготовления кофе не обязательно закрывать сеть.
Савелий Либкин,
соучредитель корпорации «Реста»
Перспективы
Эксперты ухудшили прогноз роста
Украинские и международные экспертные центры, участвующие в подготовке консенсус-прогноза под эгидой Министерства экономики Украины, ухудшили оценки развития экономики страны: в марте текущего года их усредненный прогноз роста внутреннего валового продукта (ВВП) составил 6,1%, тогда как в октябре 2007 г. он равнялся 6,4%. Напомним, что госбюджет страны на 2008 г. основан на прогнозе инфляции на уровне 9,6% при росте реального ВВП – 6,8%.
Короткие номера сохранятся, но изменятся
Минтранссвязи утвердило изменения в Национальный план нумерации Украины. Соответствующий приказ министерства от 13 февраля зарегистрирован в Минюсте 6 марта. Изменения, в частности, предусматривают сохранение договоренностей, достигнутых ранее с компаниями-пользователями коротких номеров: использование трехзначных номеров исключительно в службах экстренного вызова, а также номеров формата 15хх для замены номеров формата 0хх действующих пользователей с сохранением последних двух цифр старого номера.
Ревальвация гривни маловероятна
Экс-глава НБУ, сопредседатель Совета инвесторов при Кабмине Сергей Тигипко, считает нецелесообразным укрепление курса гривни. «Я думаю, что сегодня нецелесообразно укрепление курса, потому что влияния на сокращение инфляции это не окажет, а то, что ухудшит наше сальдо торгового баланса – так это точно», – сообщил он. Так же считает и директор дирекции банковского регулирования и надзора НБУ Александр Киреев: «Ревальвация вряд ли будет эффективной при дефиците платежного баланса. Через квартал у нас могут возникнуть еще большие проблемы… Качели пойдут в другую сторону и где остановятся – непонятно».
Напомним, что основные принципы денежно-кредитной политики Украины допускают изменение курса в текущем году в пределах 4,95-5,25 грн./$1.
Рекламы табака и алкоголя станет меньше
Парламент принял поправки к закону «О рекламе» в отношении рекламы табачной и алкогольной продукции. Если Президент Украины подпишет закон, то:
- с 1.01.2009 г. не будет наружной рекламы табака и алкоголя;
- с 1.01.2010 г. такой рекламы не будет в печатных СМИ (кроме специализированных изданий);
- с 1.01.2009 г. сильно ограничится спонсорство телепередач.
Из положительного: не будут считаться рекламой вывески, упаковка товара, POS-материалы. В рекламных сообщениях не нужно будет сообщать о лицензиях и сертификатах, приводить полные фармакологические формулы лекарств. Имеются и другие новации. В частности, нельзя будет изображать популярных людей не только в рекламе табака и алкоголя, но и пива.
В дальнейшем законодатели пообещали заняться ограничениями рекламы пива.