В мировых компаниях

Российская выручка «Лаборатории Касперского» за 2007 год выросла на 165% – до $35 млн. Еще $5 млн.  компания заработала в других странах СНГ и Балтии (темп роста – от 60 до 250%). Причина – переход большинства компаний-заказчиков на легальное ПО


Поглощения


Bear Stearns «изчезнет» в JP Morgan
Инвестиционный банк JP Morgan Chase объявил о покупке своего конкурента Bear Stearns. По условиям сделки, одобренной 16 марта руководством обеих компаний, еще недавно пятый по величине инвестбанк США, основанный в 1923 г. и переживший Великую депрессию, будет продан всего за $236 млн. При этом одна акция Bear Stearns оценена в $2, тогда как еще в начале января 2007 г. за нее давали $162. В целом размер оферты на 93% ниже капитализации банка по итогам торгов 14 марта ($3,5 млрд.).


Между тем JP Morgan может столкнуться с протестом акционеров приобретаемого банка, которые в случае, если размер оферты не изменится, потеряют на сделке миллиарды. К примеру, его крупнейший инвестор фонд Barrow, Mewhinney & Strauss (9,7% акций) лишится $991 млн., а британский миллиардер Джозеф Льюис (9,4%) – $1,16 млрд. Но аналитики считают, что акционеры сами виноваты в своих потерях, поскольку недостаточно контролировали менеджмент. В Aite Group убеждены в том, что «надо быть честными и признать: у Bear Stearns не было других вариантов, кроме продажи. Все упирается не только в цену сделки, но и в риск, который JP Morgan берет на себя». Однако, по некоторым прогнозам, сопротивление акционеров Bear Stearns только на руку: чем дольше оно продлится, тем выше может подняться размер оферты. Так, 18 марта акции банка подорожали на 23% – до $5,91, в том числе благодаря спросу со стороны спекулянтов, рассчитывающих, что JP Morgan поднимет цену.


Причина финансовых проблем Bear Stearns – ипотечный кризис. Как известно, этот банк является одним из крупнейших игроков на рынке ипотечных финансовых инструментов. Летом прошлого года, когда кризис стал набирать обороты, обанкротились два хедж-фонда Bear Stearns. По итогам 2007 г. компания списала $14 млрд., а ее ценные бумаги подешевели почти на 98%. Но еще в понедельник 10 марта глава Bear Stearns Алан Шварц уверенно заявлял, что у его финучреждения нет проблем с капиталом. Однако в пятницу 14 марта ситуация внезапно стала критической, когда он сообщил, что у компании наличность иссякла буквально за 24 часа. Тогда-то JP Morgan – успешный по сравнению с конкурентами – и сделал предложение о поглощении.


Тем временем коллапс Bear Stearns способен вызвать эффект домино на рынке: несколько банков могут объявить себя банкротами, а их акции купят более сильные коллеги. Следующей жертвой может стать Lehman Brothers, который фиксирует падение стоимости акций, привлекает необеспеченные кредиты и сокращает персонал.


Приобретения


Alitalia покупают с дисконтом в 80%
Alitalia наконец приняла предложение о поглощении со стороны конкурирующей Air France-KLM. Совет директоров итальянской авиакомпании проголосовал за продажу пакета из 49,9% принадлежащих государству акций франко-голландскому концерну. Сделка предусматривает, что Air France-KLM произведет обмен акциями с Alitalia по коэффициенту 1:160, что соответствует 10 евроцентам за акцию – это менее одной пятой их текущих рыночных котировок. Таким образом, франко-голландский альянс оценил приобретаемый пакет всего в 138 млн. евро. Живыми деньгами покупатель внесет 1 млрд. евро на пополнение оборотных средств итальянского перевозчика, а также 608 млн. евро – на выкуп с рынка ее конвертируемых облигаций.


Впрочем, для завершения сделки необходимо преодолеть сопротивление профсоюзов (кстати, именно по этой причине сегодня тормозится сделка о слиянии между американскими Delta и Northwest Airlines). Судьба Alitalia зависит и от исхода досрочных парламентских выборов в Италии. Нынешнее правительство поддерживает продажу компании, однако ряд оппозиционных политиков охарактеризовали ее как «национальное унижение» и настаивают на ее сохранении в итальянских руках. «Если профсоюзы и политики продолжат упрямиться, компанию ждет банкротство», – говорят в BNP Paribas.


Alitalia «в минусе» вот уже пять лет. На протяжении 1990-х и в начале 2000-х компания была хронически убыточной и выживала за счет регулярных правительственных субсидий, пока таковые не были запрещены Еврокомиссией. В 2006 г. правительство объявило тендер на приобретение авиаперевозчика, среди участников которого числились российский «Аэрофлот», немецкая Lufthansa и итальянская Air One. По состоянию на 29 февраля Alitalia располагала лишь 282 млн. евро наличными (-23% по сравнению с январем), при том что ее долг вырос на 7% – до 1,28 млрд. евро. По некоторым подсчетам, итальянцы теряют 1 млн. евро ежедневно. А 17 марта компания обратилась к правительству за экстренным финансированием в размере 300 млн. евро, чтобы удержаться «на лету» до июня, когда и планируется завершить сделку по поглощению.


Air France-KLM – крупнейшая в мире авиакомпания по обороту – надеется положить конец проблемам Alitalia. Бизнес-план, направленный на возвращение итальянской компании к прибыли уже к 2009 г., предполагает сокращение 1,6 тыс. рабочих мест (15% персонала), авиапарка (сегодня это 180 самолетов) и убыточных маршрутов. Торговая марка итальянского авиаперевозчика будет сохранена.


Выход на биржу


Visa поставила обещанный рекорд
Visa, крупнейшая международная платежная система, провела долгожданное первичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Компания оправдала даже самые смелые ожидания, продав 406 млн. акций по $44 за штуку – это выше верхней границы ценового диапазона ($37-42). Таким образом, всего оператора пластиковых карт рынок оценил в $42,5 млрд. Конкурирующая MasterCard осуществила IPO еще в мае 2006 г. и за счет этого привлекала $2,4 млрд. Сегодня ее капитализация составляет $27,6 млрд. Наиболее активными покупателями бумаг Visa стали ее основные банки-эмитенты: JP Morgan, Bank of America, Citigroup, National City Corp. и др. Помимо этого, инвестбанки-организаторы (в их числе – JP Morgan и Goldman Sachs) имеют 30-дневный опцион на покупку еще 40,6 млн. акций платежной системы. Если они воспользуются этим правом, объем привлечения в ходе IPO может достичь $19,7 млрд.


Впрочем, даже без этого выход компании на биржу для американского фондового рынка был рекордным, превысив показатель телекоммуникационного гиганта AT&T, собравшего $10,6 млрд. в 2000 г. Одновременно нынешнее IPO стало вторым по объему в мире и уступает только листингу китайского банка ICBC, привлекшего $21,9 млрд. в 2006 г.


Аналитики высказывали опасения, что IPO может пройти не так гладко. Финансовая система США охвачена кризисом, который обваливает биржевые котировки и угрожает отправить в рецессию всю экономику страны. В этих условиях суммарный объем привлеченных посредством IPO средств во всем мире в 2008 г. ($16 млрд.) оказался на 47% ниже прошлогоднего уровня. Выход Visa на биржу в такой непростой ситуации аналитики связывали с острой потребностью компаний-участниц платежной системы (а таковых сейчас 13,3 тыс.) в дополнительных средствах.


Как выяснилось, на компании кризис отразился меньше, чем опасались эксперты. Несмотря на угрозу рецессии, объем операций платежной системы неуклонно растет. Это объясняется как географической диверсификацией ее бизнеса, так и тем, что в отличие, например, от AmEx Visa не предоставляет кредитов владельцам пластиковых карт. Такие риски берут на себя банки-эмитенты. В IV квартале 2007 г. чистая прибыль компании удвоилась (до $424 млн.) при росте оборота на 76% (до $1,5 млрд).


Экспансия


DT разочаровалась в органическом росте
Deutsche Telekom (DT) – крупнейший по выручке европейский оператор связи (62,5 млрд. евро в 2007 г.) – начинает экспансию на новые рынки. Немецкая компания объявила о своем намерении выкупить 20% акций греческого оператора фиксированной и сотовой связи Hellenic Telecommunications Organization (OTE). Владельцу этого пакета, греческому инвестиционному фонду MIG, будет выплачено 2,5 млрд. евро (+40% к текущей рыночной стоимости акций). Одновременно DT планирует начать переговоры о приобретении дополнительного пакета акций оператора с правительством Греции, являющимся вторым по величине акционером и сегодня владеющим 28%-й долей.


По мнению экспертов, нынешнее приобретение для DT – стратегически верный шаг. В последнее время немецкая телекоммуникационная компания столкнулась с серьезными проблемами. За 2006 г. она потеряла около 2,3 млн. пользователей фиксированной связи в Германии, в 2005 г. эта цифра была еще вдвое меньше. В США T-Mobile – мобильную «дочку» немецкого концерна – теснят такие конкуренты, как AT&T и Verizon, предоставляющие услуги связи по более низким ценам. Таким образом, сделка с OTE интересна для немцев тем, что позволит приобрести новую клиентскую базу в 56 млн. человек на формирующихся рынках. «К тому же греческая компания занимает прочные позиции в привлекательных для нас регионах – Болгарии, Румынии, Македонии и Албании», – отметил исполнительный директор DT Рене Оберманн.

Залишити відповідь