Елена Стаценко, практикующий дизайнер-декоратор, автор школы позитивного дизайна, ведущий специалист по французскому декорированию интерьера в стиле XVIII-XIX вв.
Немцев трудно назвать ценителями хорошего интерьера. Однако их стремление к качеству и удобству жизни достойно уважения.
Вфеврале этого года с деловой поездкой я побывала в столице Германии – Берлине. Несколько частных визитов, удавшихся мне осуществить, стали источником впечатлений, которые, по моему мнению, могут быть полезными не только профессионалу, но и всякому, кто обдумывает свой будущий интерьер.
Берлин производит впечатление города по-хорошему провинциального. Вы не увидите здесь потоков машин, которые обычны для крупных мегаполисов. Большая часть автомобилей движутся по специально спроектированным автобанам, следовательно, в центре пробок нет. За счет этого он кажется таким спокойным и очень сильно отличается, например, от Киева и Парижа. «Спокойное благополучие» – так я назвала бы берлинскую атмосферу.
Многие жители Берлина среднего достатка и выше живут в арендованных квартирах. При этом срок, обычно оговаривающийся в контракте, составляет не один-три месяца, а несколько лет. К перспективе снимать квартиру в течение всей жизни население города относится спокойно. И совершенно очевидно, что такая нескончаемая аренда не может не повлиять на интерьер.
Чем же отличается берлинский способ жизни? Надо сказать, что такого внимания дизайну, как у нас, жители этой страны не уделяют. Очевидно, сказывается ощущение временного пребывания в данном месте, то есть делаем симпатично, удобно, но не так, чтобы на долгие годы. Интерьер как таковой в берлинской квартире может отсутствовать вообще. Однако качество предметов, которыми немцы себя окружают, должно быть очень высоким. И вот именно этому, как мне кажется, мы можем у них поучиться. Ведь нередко мы отдаем предпочтение дизайну перед удобством. Тяга к декору и стремление показному интерьеру – то, что нас отличает, причем независимо от уровня клиента. Это наша национальная особенность. В своей практике я часто сталкиваюсь с тем, что украинец покупает очень дорогую и красивую кровать и в то же время экономит на матрасе. Немец никогда подобного не сделает, потому что собственное здоровье для него важнее кожаной обивки. Будь это кухонная техника, аудио-система или автомобиль, он согласен купить меньше вещей, но стремится к тому, чтобы это были предметы высочайшего качества. Такой принцип достаточно разумен и хорош, чтобы использовать его для принятия решений, кажущихся иногда очень трудными.
Город арендаторов
На текущий момент недвижимость в Германии считается одной из самых недооцененных в Европе. Это касается в первую очередь Берлина. После падения Берлинской стены город пережил строительный бум, поощряемый правительственными субсидиями и налоговыми льготами. Однако неудачные спекуляции и десятилетие экономических проблем подорвали стоимость местной недвижимости настолько, что она до сих пор ниже уровня ранних 1990-х. По сравнению с Гамбургом и Мюнхеном арендная плата здесь меньше в два-три раза.
Несмотря на это, нынешняя столица Германии входит в тройку европейских городов с лучшими перспективами экономического роста. Иностранные фонды недвижимости ожидают подъема рынка и вкладывают в Берлин хорошие деньги. Но число тех, кто приобретает в собственность местную недвижимость, увеличивается медленно. Жизнь на съемной квартире не считается здесь более ущербной, чем обитание в собственных владениях. Даже те, кто легко могут себе позволить купить жилище, не всегда это делают. Отчасти все объясняется и тем, что в Берлине один из самых скудных выборов жилья в Европе. Подавляющее его большинство составляют квартиры, а отдельные дома обычно расположены на окраинах и стоят дорого.
В компаниях, предлагающих недвижимость, говорят, что самые престижные районы – Митте и Шарлоттенбург-Вильмрсдорф. Пользуются популярностью у покупателей некоторые районы Панкова. Наибольший доход от аренды дает район Штеглиц-Целендорф (виллы, апартаменты и большие зеленые площадки).
Криминальные районы: Нойкоельн (его плохая репутация держится с начала XX столетия), Марцан. В Лихтенберге случаются неонацистские проявления.