«Холдинг Altimo хотел бы продать свои доли в «Киевстаре» и «МегаФоне».
Алексей Резникович, глава Altimo, говорит о желании сосредоточиться на развитии «Вымпелкома» и Turkcell, бизнес которых компания намерена контролировать
Телеиндустрия
Emmy Awards вплотную приблизилась к Украине
ОтеЧественные телевизионщики получат еще одну хорошую возможность интеграции в мировое телесообщество. Так, европейский полуфинал Международной телевизионной премии Emmy Awards в нынешнем году впервые будет проведен в нашей стране. Событие состоится в конце июня. Принимающей стороной выступит Индустриальный телевизионный комитет (ИТК) – отраслевая ассоциация, объединяющая наиболее рейтинговые телеканалы страны. По словам Татьяны Шклярук, PR-директора ИТК, цель проведения такого мероприятия в Украине не только имиджевая. Для судейства приедут представители зарубежной телеиндустрии, а это хороший шанс для украинских специалистов познакомиться с международным опытом, обменяться идеями и оценить собственный уровень. В Киеве международное жюри будет оценивать представленные работы по двум номинациям – «несценарные развлекательные программы» и «комедии». Остальные 12 номинаций премии будут рассматриваться в других странах. «То, что европейский полуфинал International Emmy Awards 2008 пройдет в Киеве, делает премию ближе и доступнее для нас, – считает Виктория Волонтырец, руководитель отдела бренд-маркетинга телеканала СТБ. – Украинские телевизионщики интегрируются в мировую систему: сначала они были только зрителями на международных рынках телевизионного контента, потом покупателями, а теперь нередко выступают и продавцами».
Какие именно работы будут рассматриваться на мероприятии от Украины, пока не известно, однако организаторы уверены, что они достойно представят страну. «Лучшие образцы отечественного телепродукта – уже не хуже того, что демонстрируется на международных форумах, – говорит Виктория Волонтырец. – Но лучше ли? Это покажет полуфинал». Финалисты международной премии будут объявлены в октябре в Каннах, а гала-церемония вручения наград победителям пройдет в Нью-Йорке 24 ноября.
Маркетинговые коммуникации
Страховым компаниям стоит работать над рекламой услуг
GfK Ukraine опубликовала данные о том, что осведомленность украинцев о страховых услугах пока остается низкой. Так, 16,5% опрошенных исследователями респондентов не то чтобы не пользуются, но даже не знают ни одной страховой услуги.
Несмотря на это, доля жителей страны, являющихся клиентами страховых компаний, по данным за вторую половину 2007 г. все же выросла до 14% (в первом полугодии их было 12%). Двигателем такой положительной динамики стала услуга страхования автомобилей (КАСКО). Следующими по популярности стали добровольное медицинское страхование и страхование от несчастных случаев. Исследователи также отметили рост интереса населения к накопительным видам услуг.
В перспективе 8% опрошенных респондентов планируют стать клиентами страховых компаний. При этом наибольшее количество нынешних и потенциальных пользователей услуг такого рода живут в западном регионе страны.
Диверсификация
Производители напитков ищут новые тренды
Одним из наиболее перспективных сегментов рынка безалкогольных напитков в 2008 г. может стать квас. Так считают в компании «Аквариус систем менеджмент». За минувший год этот сегмент продемонстрировал рост в 40%, в нынешнем ожидают не менее 30%.
Кроме сегмента кваса, интересными для производителей в 2008 г., как, впрочем, и в 2007-м, останутся холодные чаи и энергетические напитки. Однако эксперты отмечают: несмотря на то что в других европейских странах эти сегменты уже давно структурированы, для операторов отечественного рынка данная продукция пока останется нишевой, а ее основная роль сводится к поддержке рентабельности портфеля производителей.
Потребительские предпочтения также продолжают смещаться в сторону здоровых напитков. Это влияет на изменение веса различных ценовых сегментов на рынке. Так, если премиальная продукция демонстрирует стабильность, то доля нижнего ценового сегмента (до 1,5 грн. за литр) сократилась в пользу среднеценовой продукции (от 1,5 до 3 грн. за литр).
Изменения в предпочтениях потребителей и рост их дохода отразятся также и на объеме рынка ароматических компонентов для напитков, ведь теперь производители будут еще тщательнее выбирать ингредиенты. На данный момент объем рынка ароматических компонентов оценивается в 12,5 млн. евро, а в нынешнем году он вырастет еще на 5%. Несмотря на то что основная часть игроков рынка – иностранные компании, эксперты предполагают, что в текущем году количество отечественных производителей ароматических компонентов может увеличиться.
Лоббизм
Лидеры туротрасли будут работать над общими целями
Игроки туристического рынка займутся организацией выставочной деятельности, которая учитывала бы интересы и запросы данного вида бизнеса.
В рамках проекта планируется, в частности, создать профессиональный форум, где будут представлены новые продукты рынка и планируется обсуждение проблем и перспектив развития отрасли. Такая инициатива станет одним из первых проектов Ассоциации лидеров турбизнеса Украины. Новая структура объединяет семь компаний: «Пан Укрейн», «Вояж-Киев», «Кандагар», «Сам», «Тез Тур», «Туртеся» и «Проланд». По данным ассоциации, этим компаниям принадлежат около 70% выездного и 30% внутреннего сегментов турбизнеса.
Целями деятельности объединения являются создание механизма эффективного сотрудничества с органами государственной власти и самоуправления, международными организациями, формирование привлекательных условий для работы туристических компаний и др.
Кроме уже упомянутой инициативы, ассоциация планирует в ближайшее время заняться практикой добровольной сертификации объектов туристической инфраструктуры, маршрутов и туристических предприятий. Еще одним проектом станет создание интернет-портала.
По данным ассоциации, основной тенденцией туристического рынка страны в текущем году станет рост цен на перелеты и отели. «В минувшем году цены выросли в среднем на 20%. Рост цен будет продолжаться и в дальнейшем. Но и покупательская способность населения повышается», – комментирует Елена Шаповалова, директор компании «Пан Укрейн» и вице-президент ассоциации.
Вопрос номера
Как долго еще может срабатывать ставка на ностальгию по советскому времени у потребителей?
Одно московское кафе сознательно оставило пережитки советского сервиса. Самообслуживание, ограниченный ассортимент блюд и даже отсутствие музыки – все это направлено на то, чтобы вызвать у посетителей ностальгию по прошлому.
Если цель владельцев кафе – экономическая прибыль, то шансы на долгосрочный успех стремятся к нулю. Разве что использовать помещение заведения для проведения политических дебатов и кулачных боев. Да и позиционируется кафе для двух несовместимых сегментов. Ведь ностальгия срабатывает либо для «избалованных гурманов», либо для «скучающих по молодости» неприкаянных свободных художников и бывших тружеников НИИ.
Эвелина Кутепова,
старший консультант маркетинг-консалтинговой компании «Люди»
Официанты и повара в накрахмаленных чепчиках, гремящие железными подносами; нарезанные бумажные салфетки в стаканчиках, которые еще присутствуют в некоторых санаториях, вызывают у меня приятные воспоминания. Но ставка на ностальгию в долгосрочной перспективе может срабатывать лишь при правильном позиционировании товара, разумном выборе ценового диапазона и продуманной стратегии продвижения.
Оксана Горилей,
директор «ІТТ-Консалт»
Она может срабатывать еще лет пять-семь как актуальная для поколения 40-летних, которые являются основной целевой аудиторией данного маркетингового приема. Со временем ее эффективность упадет, и тогда элементы советского времени перейдут в категорию экзотики. А вот за ощущение дефицита, дискомфорта или нехватки чего-то немногочисленные потребители, пресыщенные благами цивилизации, будут готовы платить еще долго.
Ирина Меттус,
директор по коммуникациям и PR компании «Новые продукты»
Потребление
Ожидания стали пессимистичнее
Индекс потребительского настроения в нашей стране в начале года снова снизился. По оценке Международного центра перспективных исследований и GfK Ukraine, индекс доверия за первые месяцы 2008 г. снизился на 2,3 пункта – до значения 97,9. На 1,3 пункта снизился также индекс оценки украинцами своего материального положения – до значения 88,8. Несмотря на это, респонденты продолжают выражать готовность совершать крупные покупки – индекс практически остался на прежнем уровне и составил на начало года цифру 113,5. К пессимистичным отнесли и экономические ожидания украинцев – 95,7 (показатель снизился на 3,3 пункта).
Такие результаты, считают эксперты, объясняются общим снижением оптимизма по поводу перспектив экономики страны не только в нынешнем году, но и в перспективе на пять лет. Это является результатом высоких инфляционных ожиданий, причем небезосновательных, так как по данным Госкомстата в первые месяцы года уровень инфляции составил 5,7%.
Одним из немногих показателей, оставшихся на прежнем уровне, оказался индекс ожидания улучшения собственного материального положения. Также исследователи отметили, что жители южной и восточной Украины менее подвержены пессимистичным настроениям, чем их соотечественники из других регионов.
Финансирование
Компании не готовы к публичному размещению акций
Коммуникационная группа PRT пришла к выводу, что отечественные компании в основном еще не готовы к публичному размещению акций. Согласно данным исследования, проведенного группой, фактическая неготовность имеет место даже при удовлетворительном общем уровне осведомленности компаний об IPO. Так, исследователи отметили, что «подавляющее большинство компаний имеют лишь общее представление об IPO и не подозревают о последствиях неподготовленного публичного размещения акций». Среди основных ошибок, свойственных отечественному бизнесу, были названы неготовность к публичному режиму работы, не продуманная до мелочей внешняя и внутренняя системы коммуникаций, отсутствие четко прописанного плана коммуникаций на случай кризиса. Усложняет ситуацию и тот факт, что компании неохотно открывают информацию о своих капиталах и структуре собственности.
Изменение ситуации исследователи прогнозируют уже в ближайшие годы. Дело в том, что, стараясь привлечь зарубежные инвестиции, компаниям все равно придется становиться более публичными и открытыми. А именно это и требуется для выхода на ІРО.
Перспективы
Цены на сырье могут превратиться в «пузырь»
Аналитики Citigroup усмотрели в росте цен на сырье возможность образования «пузыря», который может лопнуть, увеличивая риски инвестиций в добывающие и сельскохозяйственные компании. «Несколько факторов могут привести к окончанию нынешней моды на сырье, – заявил главный стратег по рынку акций США Citigroup Тобиас Левкович. – Риски распространяются на сельскохозяйственное, добывающее и энергетическое оборудование, а также услуги в этих областях».
Повышение стоимости золота, меди, кукурузы, пшеницы, нефти и др. вызвало рост котировок акций производителей сырья и связанных с ними компаний, поскольку их прибыли увеличились. Рост сырьевых цен, продолжающийся седьмой год подряд, поддерживается значительным спросом со стороны КНР, самой быстрорастущей экономики мира. «Мы в полной мере оцениваем благоприятные возможности экономического роста в Китае и Индии, но удивляемся, когда люди заходят с этим слишком далеко, – заявил г-н Левкович. – Инвестиции в сырьевые акции надо проводить очень обдуманно. Мы предпочитаем избегать многих находящихся под этим влиянием акций».
У информатизации появится новый начальник
Правительственный комитет по вопросам правовой политик, обороны и правоохранительной деятельности одобрил создание Государственного комитета информатизации Украины. Он будет сформирован на базе соответствующего управления Минтранссвязи. Стоит напомнить, что некогда подобный комитет существовал. Он плодил разные документы, тратил средства на госзакупки и презентации, но процессы информатизации в стране в целом успешно двигались и двигаются именно частным бизнесом, а не чиновниками.
Сахаром будут тушить ценовой пожар
Кабинет министров решил осуществить интервенции сахара из Аграрного фонда в объеме до 25 тыс. т для стабилизации цен на внутреннем рынке. Областные государственные администрации во всех регионах должны предоставить перечень предприятий торговли, которым будут направлены определенные объемы сахара в рамках интервенции. «Укрсахар» прогнозирует рост оптовых цен на этот продукт с 2,6-2,85 до 3,5-3,6 тыс. грн. за тонну с учетом НДС за 2007-2008 маркетинговый год (сентябрь 2007 г. – август 2008 г.).
Депутатам не дают покоя ставки акцизного сбора на табак
Народные депутаты Валерий Сушкевич (БЮТ), Владимир Арьев (НУНС) и Владимир Герасимчук (Блок Литвина) зарегистрировали законопроект №2272 о внесении изменений в бюджет на 2008 г. Они предлагают в несколько раз повысить ставку акцизного сбора на табачные изделия, доведя его долю в стоимости продукции с 19 до 38%. Это якобы позволит бюджету в 2008 г. получить дополнительно 2,5 млрд. грн. Впрочем, и участники рынка, и ГНАУ выступили против этой инициативы. Они утверждают, что повышение ставки может вызвать снижение объемов производства табачных изделий в Украине и содействовать возобновлению контрабанды.