До мирового финансового кризиса Международный валютный фонд (МВФ) позиционировал себя как глобальный кредитор развивающихся стран, который каждый выданный миллион долларов сопровождал ценными рекомендациями о том, как этим странам жить дальше, чтобы когда-нибудь догнать развитые. Впрочем, стоило только грянуть кризису в еврозоне, как МВФ бросился латать дыры в экономиках Греции, Ирландии и Португалии. Судя по сообщениям с полей последнего саммита «Большой двадцатки», в будущем миссия по спасению стран «первого мира» будет возложена на быстрорастущие страны БРИКС: по $10 млрд готовы скинуться Россия, Бразилия и Индия, а Китай готов дать аж $43 млрд в дополнение к существующим обязательствам, а вот США на этот раз отказались предоставлять дополнительные средства. Надо отметить, что это не живые деньги, а скорее некий кредитный лимит, который потенциально могут выделить страны в случае нового глобального кризиса.
Новости о неслыханной щедрости БРИКС породили очередную волну разговоров о несправедливости системы управления самим МВФ, где первую скрипку играют ведущие европейские страны (управляющим директором фонда является француженка Кристин Лагард) и США. Да, вклад развивающихся стран со временем растет, однако их квоты в капитале МВФ остаются на прежнем уровне. По замыслу разработчиков существующей системы, доля в совете должна отражать роль страны в мировой экономике, однако в реальности этот принцип не работает. Так, доли Бельгии и Нидерландов в настоящее время выше доли Бразилии.
Slon решил представить, как бы выглядел расклад сил в МВФ, если бы доли голосов в совете управляющих распределялись сообразно суммам, которые они обязались выделить в качестве взносов по квотам и по многосторонним соглашениями (в рамках так называемых «новых» и «генеральных» соглашений о займах). К ним были добавлены дополнительные обязательства по результатам встречи в Лос-Аламосе. Предполагается, что они пойдут на тушение мирового экономического пожара в крайнем случае: если у МВФ закончатся кредитные деньги, выделенные по квотам и соглашениям. Исходя из разницы между «справедливой» и реальной долей голоса в совете, Slon рассчитал денежный эквивалент недостаточной представленности ряда стран (или, напротив, избытка их представительства) в расчете $14 млрд за 1% «голосующих акций» МВФ.
Результаты для стран G19 («двадцатка» минус Евросоюз) представлены в таблице ниже. Как и следовало предполагать, больше всего «недоплачивают» Соединенные Штаты, а среди развивающихся стран наибольший дефицит представительства должен ощущать Китай. Любопытно, что самое несправедливое отношение к себе испытывает не какая-нибудь развивающаяся страна, а вполне себе развитая Япония (по нашим расчетам, «переплачивает» за членство в МВФ почти $100 млрд). При «справедливом» распределении голосов Страна восходящего солнца даже опережает США по доле в совете. А вот Индии, России и Индонезии жаловаться не на что: они в совокупности «недоплачивают» МВФ свыше $10 млрд., пишет Slon
Источники: сайт МВФ, расчеты Slon
Примечание: перевод из специальных единиц заимствования (SDR) в доллары США осуществлялся по курсу, установленному МВФ на неделю с 18 по 24 июня 2012 года ($1=0,66 SDR)