В каждой сфере рынка труда есть свои дорогие специалисты. Причем «дороговизна» специалиста определяется рядом факторов – универсальных и специфических. Например, закономерно, что высокие зарплаты у руководителей и директоров. Однако «стоимость» директора среднего или малого бизнеса может быть ниже «стоимости» Java-програмиста или Net девелопера. В таком случае, отмечают аналитики hh.ua, можно выделить несколько факторов, влияющих на зарплату:
- сфера, в которой работает предприятие (традиционно высокие зарплаты часто предлагают агротрейдеры, фармбизнес, аутсорсинговые IT-компании и т.д.)
- структурное подразделение, в котором открыта вакансия, а также стратегическая важность вакансии для предприятия. Например, стоимость маркетингового директора в компании, которая занимается прямой дистрибуцией, будет выше, чем стоимость, например, маркетингового директора для компании-собственника облэнерго. Но и требования к профессиональной квалификации в первом случае, вполне возможно, будут шире.
- форма собственности (государственное/частное, иностранное/отечественное). В большинстве случаев иностранные компании могут предложить более привлекательные условия, чем отечественные конкуренты. Однако, часто и требования будут другими, более специфичными. Как минимум, речь идет о свободном английском и опыте работы в хороших компаниях.
- опыт и владение востребованными знаниями и технологиями, международная сертификация и т.д. Умение кандидата отслеживать тенденции развития профильной отрасли может существенно повысить его стоимость и привлекательность.
- уровень позиции. Самый простой и очевидный фактор – чем выше позиция, тем выше зарплата.
Традиционно уровень заработных плат указывают в 20-30% всех предложений о работе. Чаще всего (30-35%) зарплату указывают для менеджеров по продажам. При этом в большинстве объявлений публикуют не уровень фиксированного вознаграждения, а оптимистичный уровень заработка (ставка+%) на который может выйти специалист при условии успешных продаж.
Также зарплату довольно часто указывают для молодых специалистов, ассистентских офисных позиций, рабочих специальностей. Такой подход помогает сократить традиционно большой поток кандидатов, отсеивая тех, у кого зарплатные ожидания априори выше.
Отдельно нужно выделить большой процент объявлений с указанием зарплат для IT-специалистов. Зарплаты и конкуренция работодателей в этом секторе традиционно высокие, а сам рынок динамично развивается (по данным hh.ua, на одного кандидата приходится 4-5 вакансий).
Реже всего для указывают зарплаты для ТОПов. Уровень оплаты с достойными кандидатами на руководящие должности оговаривают с глазу на глаз и определятся он в зависимости от квалификации кандидата, его зарплатных пожеланий и возможностей компании-работодателя. Предполагается, что такой подход даст возможность работадетелю привлечь как можно больше резюме нужных, часто дефицитных, специалистов.
Также во многих компаниях не принято публично обсуждать уровень зарплаты сотрудников, а вынося информацию на открытые ресурсы, компания подтверждает то, что раньше было только домыслами.
ТОП-10 вакансий дорогих специалистов по данным hh.ua:
Вакансия |
Зарплата |
Distribution company CEO |
96 000 грн |
Генеральный директор розничной сети |
72 000 грн |
Country Development Director |
70 000 грн |
Коммерческий директор |
64 000 грн. |
Country Business leader |
56 000 грн |
Руководитель строительных проектов |
50 000 грн |
Country Manager (IT, telecom) |
48 000 грн |
Senoir Attorney |
45 000 грн |
Country manager (MLM company) |
40 000 грн |
Media director |
40 000 грн |
Все топовые вакансии открыты в Киеве. В ТОП-100 также попадают вакансии из регионов – Донецка, Днепропетровска, Одессы, Харькова, Львова. При чем, если в столичных вакансиях лидируют ТОПы и отраслевые директора, то в региональных – менеджеры среднего звена и линейные сотрудники востребованных специальностей (программисты, региональные торговые представители, руководители региональных филиалов).
ТОП-100 в основном составляют вакансии для маркетологов, менеджеров по продажам, IT-специалистов, профильных директоров (традиционные маркетинг, продажи, а также финансовые директора и руководители юридических отделов). Также в ТОП-100 попадают предложения для других, не таких «модных» специалистов.