Есть ли у вас личное определение маркетинга?
Я уверен, что маркетинг – не одна из функций компании, а собственно бизнес в целом. Это определение, понимание потребности, существующей на рынке, способность капитализировать и понять, как ее можно удовлетворить. Именно под это и создаются бизнес-модели, а финансы, производство и другие важные составляющие подтягиваются позже для достижения этих целей. Сегодня при наличии правильной работоспособной идеи нет особой проблемы привлечь деньги, закупить оборудование, внедрить и адаптировать технологии. Прежде всего важна сама идея. Она и ее грамотная реализация, по сути, и есть маркетинг.
Во всех известных мне успешных бизнесах главным маркетологом де-факто, как правило, является руководитель бизнеса. Как идейный вдохновитель он лучше других понимает, куда компания будет двигаться, как развиваться и чем брать рынок. Он задает нужное стратегическое направление, а специалисты в маркетинге помогают ему воплотить это видение наиболее правильными и эффективными средствами.
Чем вас привлекла эта деятельность?
Я люблю гибкость и креативность. При этом для меня важны системность и структурность. Маркетинг как раз и требует взвешенного сочетания творческого и системного подходов, одновременного их применения. Кроме того, подобная работа дает возможность создавать нечто новое и уникальное, комбинируя применение уже известных, испытанных решений. Это всегда вызов, и принимать его очень интересно.
О чем важно помнить при разработке нового проекта?
Работая над новой идеей, следует понимать, что если она окажется удачной, то рано или поздно будет скопирована. Нужно сразу стремиться делать так, чтобы такое копирование состоялось как можно позже. Обсуждая с коллегами перспективы реализации новой идеи, мы пытаемся спрогнозировать, как отреагируют на нее конкуренты: смогут ли они сделать то же самое, но лучше? Если да, то за счет чего? Ответив для себя на эти вопросы, стараемся сразу сделать проект так, чтобы нас уже наверняка не обошли на повороте.
По-вашему, изменилось ли отношение к маркетологу как заклинателю дождя, которого мало кто понимает, но все должны ему верить?
Честно говоря, мне самому не приходилось сталкиваться с таким отношением к маркетологам. Но, конечно, слышал о подобном. Думаю, такое может случиться тогда, когда перед маркетологом не поставлены четкие цели и задачи, а у руководства компании нет четкого понимания, для чего нужен такой специалист. Кроме того, нередко функции маркетолога фактически выполняет кто-то другой – обычно руководитель или собственник бизнеса. А отдел маркетинга при этом зачастую фактически представляет собой просто рекламную службу.
Что является залогом успеха маркетолога?
Способность понять, что на самом деле хочет потребитель, умение выделять главное, иметь свежий взгляд и способность мыслить шире шаблона. Только таким образом можно определить реальные потребности рынка, сформировать действительно востребованный продукт и сформулировать правильное сообщение.
Как организовано управление функцией маркетинга у вас в компании, и почему именно так?
Маркетинг «Киевстар» имеет сегментно-ориентированную структуру, нацеленную на четыре четкие группы потребителей: массовый рынок, молодёжную аудиторию, крупных корпоративных клиентов и малый и средний бизнес. Для каждой из групп созданы специальные сегментные команды, которые являются по сути представителями интересов каждой из названных целевых аудиторий внутри компании. Они определяют потребности абонентов каждого сегмента и формулируют внутренний заказ ее структурным подразделениям. В итоге вся организация работает на удовлетворение интересов наших клиентов. При наличии такого базиса все традиционные функции маркетинга – развитие продукта, управление каналами продаж, обслуживание клиентов – работают правильно. Тем, что сейчас идея ориентации на сегменты реализована в полном объеме, а система успешно управляется, я как маркетолог также горжусь.
«Век живи, век учись…» Какие формы профессионального обучения сегодня вы используете?
Безусловно, львиная доля любого образования – самообразование. Я стараюсь уделять достаточно времени саморазвитию и держаться на острие современных трендов. Кроме того, благодаря принятой в «Киевстаре» политике инвестирования в развитие сотрудников прохожу сейчас обучение в London Business School по специальной программе Telenor Brand Academy, также очень полезной и эффективной в профессиональном плане.