Эксперты указывают на признаки перегрева экономики Украины и советуют предприятиям пересмотреть инвестиционные планы.
Мировой кризис ликвидности не обошел Украину стороной – повышение стоимости заимствованных средств уже стало реальностью для украинских предприятий. «По нашему мнению, в 2008 г. не прогнозируется активного роста внешней задолженности финансового сектора, поскольку синдицированные кредиты, а также еврооблигации становятся невыгодными для украинских банков. Как следствие – ставки по кредитам для предприятий могут вырасти на 3-5%, тем самым достигнув отметки в 20% годовых, что отрежет путь к средствам на развитие бизнеса многим предприятиям», – констатирует Андрей Жарий, заместитель директора ООО «Компания по управлению активами «Инициатива». Ситуация усугубляется еще и внутренними экономическими проблемами Украины. Поэтому «&» проанализировал, какие отрасли отечественной экономики в такой ситуации имеют шансы не замедлить свой рост, а для каких возможный перегрев экономики несет определенные риски, и соответственно как на них реагировать.
Что происходит
Двузначные цифры роста расходов и признаки «перегрева» украинской экономики вызывают беспокойство, констатируют аналитики рейтинговой службы Standard & Poor’s и ставят «негативный» прогноз S&P по долгосрочным суверенным кредитным рейтингам Украины. Рассматривая факторы, влияющие на уровень суверенных рейтингов страны, аналитики выделяют три момента: «Во-первых, объем условных обязательств, накапливающихся у правительства страны (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВ-/Негативный/В; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВ/Негативный/В; рейтинг по национальной шкале: uaAA), продолжает расти, в то время как бюджет имеет ярко выраженный проциклический характер и зависит от изменчивой политической ситуации. Во-вторых, из-за быстрого увеличения дефицита торгового баланса без учета металлов украинская экономика очень чувствительна к изменениям условий торговли, которые сейчас весьма благоприятны. В-третьих, нас беспокоит значительный риск рефинансирования обязательств украинской банковской системы: в 2007 г. внешние обязательства финансового сектора удвоились и достигли $28 млрд. (или 21,5% ВВП), причем в их структуре 40% составляли краткосрочные обязательства. Мы полагаем, что в 2008 г. объем погашения долга в банковском секторе достигнет $11,5 млрд., что эквивалентно 7,2% ВВП. Из указанной суммы примерно $4,6 млрд. составляет задолженность по кредитным линиям материнских банков, но остальные обязательства должны быть рефинансированы, хотя обстановка на рынке продолжает усложняться».
Следует отметить, что такое пессимистическое мнение о состоянии украинской экономики разделяют далеко не все эксперты. Даже среди специалистов рейтинговых агентств нет единого мнения. Например, в то время как S&P дает негативный прогноз по кредитному рейтингу Украины, Moody’s определяет позитивный прогноз. Текущее несовпадение рейтинговых позиций находит свое отражение в рекомендациях и прогнозах экспертов для отечественных предприятий.
«В отличие от S&P рейтинговое агентство Moody’s пообещало повысить рейтинг Украины, что я считаю более справедливым, – убеждена Валерия Гонтарева, председатель совета директоров группы компаний «Инвестиционный Капитал Украина». – Государственные заимствования находятся на довольно низком уровне, наполнение бюджета хорошее, его дефицит планируется уменьшить до 1,5%, программа приватизации официально объявлена. Что касается растущего внешнего долга финансового сектора, то на эту проблему надо смотреть под другим углом. В отличие от России и Казахстана львиная доля международных заимствований банковской системы – это кредиты первоклассных мировых коммерческих банков своим дочерним банкам в Украине, или заимствования этих дочерних банков на международных рынках долгового капитала. Выпуски еврооблигаций или привлечение краткосрочных синдицированных кредитов банками, не входящими в мировые группы, на сегодняшний день не очень значительны и составляют в среднем не более 25% пассивов этих банков. Да и таких насчитывается не более пяти.
Что касается дефицита торгового баланса, то это может быть проблемой в среднесрочной перспективе, так как растущее отрицательное сальдо счета текущих операций может не быть сбалансировано притокам прямых и портфельных инвестиций или даже оттоком таковых. Сейчас с объявленной массовой приватизацией, перереформированием и консолидацией банковского сектора в руках ведущих мировых банков притоком прямых инвестиций я не вижу угрозы стабильности национальной валюты. Но говорить о необходимости укрепления гривни, которая приведет к еще большему ухудшению торгового баланса, я не стала бы».
Андрей Жарий считает, что макроэкономические тенденции, наблюдающиеся сегодня, являются в большей мере отголоском тех событий, которые происходят в западных экономиках. Фундаментальных внутренних причин для рецессии украинской экономики нет, и они не просматриваются в ближайшем будущем. «Украинский растущий рынок далек от насыщения. Такие отрасли, как банковская сфера, ритейл, строительство, производство товаров народного потребления скорее всего ожидает максимум «холодный душ», что заставит игроков на этих рынках переориентироваться с количественного на качественное развитие, конкурируя с услугами нового уровня. Тяжелее придется производственным предприятиям, товары которых окажутся вытесненными более дешевой импортной (в первую очередь китайской) продукцией. Выходом для таких предприятий будет смена производственного профиля или уход в ниши (узкоспециализированное производство), – подчеркивает эксперт.
В целом, по мнению Андрея Фоменко, директора по исследованиям и анализу управляющей компании DCH, пока главным фактором риска является прежде всего неопределенность и слабая просчитываемость развития ситуации в среднесрочном периоде.
Кто в зоне риска
Опрошенные «&» эксперты разошлись в оценках влияния упомянутых выше факторов на дальнейшее развитие отраслей экономики страны. По их мнению, в Украине есть отрасли, имеющие все шансы даже в условиях общего негативного фона не сбавлять темпы роста. «В последнее время мировые цены на пшеницу и продукты питания достигли исторического максимума. Этот факт должен оказать стимулирующее влияние на аграрный сектор, – считает Франк Гилл, директор направления «Суверенные рейтинги» агентства S&P. – Впрочем, еще неизвестно, повысится ли уровень инвестиций в этот сектор, который пока довольно низок. Также положительное влияние на развитие пищевой промышленности должен оказать сохраняющийся высокий спрос на ее продукцию со стороны основных торговых партнеров Украины и в первую очередь России».
По мнению Андрея Фоменко, по-прежнему высокие темпы роста будут демонстрировать те отрасли, спрос на продукцию которых имеет устойчивую, не спекулятивную, повышательную тенденцию. «Прежде всего это отрасли, ориентированные на внутреннее частное потребление, поскольку перегрев традиционно сопровождается опережающими темпами роста доходов населения по сравнению с темпами роста производительности труда. Пока перегрев не перерос в кризис (а этого может и не случиться) потребительский спрос будет обеспечивать хорошие темпы роста как банковскому сектору, так и торговой рознице. Хотя их темп и стабилизируется, он останется на высоком уровне. Высокие шансы не сбавлять темпы имеет также строительная отрасль, поскольку объем жилого, коммерческого и инфраструктурного строительства по-прежнему недостаточен для обеспечения даже текущих потребностей населения и бизнеса. При этом инвестиционный цикл строительной индустрии не столь велик, что позволяет достаточно быстро наращивать мощности в ответ на растущий спрос, либо в его предвосхищении», – уточняет г-н Фоменко.
С отечественным экспертом не совсем согласен Франк Гилл, по мнению которого рост активности в строительном секторе замедляется. «Это связано с ужесточением условий банковского кредита, вызванного глобальным ухудшением кредитной конъюнктуры и некоторой стагнацией цен на недвижимость (их уровень сейчас в два раза выше, чем несколько лет назад). Другим фактором, тормозящим развитие этого сектора, является ускорение роста цен на строительные материалы и рабочую силу. Кроме того, в связи с повышением стоимости заимствований мы станем свидетелями существенного замедления роста финансового сектора. Это в свою очередь отразится на розничной торговле, рост которой (ныне очень высокий) также замедлится», – аргументирует свою позицию директор направления «Суверенные рейтинги» S&P.
Схожей позиции придерживается и Ольга Погарская, экономист The Bleyzer Foundation: «Высокий уровень инфляции повлияет на снижение покупательной способности граждан, что скажется на секторах и отраслях экономики, которые в значительной степени ориентированы на внутренний рынок или зависят от вложений собственных средств населения. К таким секторам и отраслям можно отнести строительство, в частности, жилищное, операции с недвижимостью, предприятия внутренней торговли, пищевую промышленность, производство транспортных средств, а также предприятия, оказывающие транспортные и коммуникационные услуги».
По словам Ольги Погарской, при осуществлении инвестиций украинские предприятия и организации, согласно данным Государственного комитета статистики, продолжают отдавать предпочтение собственным средствам (инвестиции в основной капитал за счет собственных средств составляют около 60%), доля кредитных средств выросла с 7,6% в 2004 г. до 15% в 2007 г. (по состоянию на январь-сентябрь). Поэтому вероятное снижение объемов кредитования наиболее сильно скажется на предприятиях и отраслях, более всего нуждающихся в значительных инвестициях, или инвестиционная либо операционная деятельность которых в значительной степени зависит от заемных средств, прогнозирует эксперт. При этом Андрей Фоменко уточняет, что наибольший негативный эффект будут испытывать отрасли с длительным инвестиционным циклом, к которым в первую очередь можно отнести машиностроение и энергетику. «Хотя ситуация усугубляется дороговизной кредитных ресурсов, а также сокращением эффективного горизонта банковского кредитования, не все так однозначно, – анализирует эксперт. – Как по причине длительного инвестиционного цикла, так и вследствие сокращения избытка мощностей, образовавшихся после резкого падения объемов потребления в 1990-е, в настоящее время отрасли могут считаться недоинвестированными. Это приводит к дефициту их продукции на рынке, что в свою очередь поможет компенсировать отставание реальных темпов объема производства инфляционным повышением цен. В зоне риска находятся также тяжелые отрасли, выдающиеся результаты деятельности которых обусловлены прежде всего исключительной внешней конъюнктурой, часто реагирующей на спекулятивное движение рынков, а не на рост реального спроса. В частности, высокой степени риска в настоящее время подвержена черная металлургия. Гораздо меньшую обеспокоенность у нас вызывают производители химической продукции, поскольку спрос на их продукцию не так обусловлен биржевой игрой. И этот спрос, судя по всему, только нарастает».
Что делать
Как считает Валерия Гонтарева, в сложившейся ситуации отечественным предприятиям целесообразно предпринять следующие шаги.
1. Пересмотреть агрессивные планы роста, уделив больше внимания оптимизации внутренних процессов и структурированию бизнеса.
2. Скорректировать инвестиционные программы на 2008 г.
Международный рынок долгового капитала скорее всего будет закрыт в 2008 г. Некоторая активизация на этом рынке может начаться во второй половине года, но количество отложенных сделок говорит о том, что приоритет будут иметь крупные корпоративные заемщики, банки с иностранным капиталом и государственные заимствования.
«Если компания все же решает идти намеченным путем в 2008 г., тогда можно подумать о выходе на рынки частного размещения как долгового, так и акционерного капитала или поиска стратегического инвестора. Сегодня очень востребованный продукт со стороны инвесторов – пакетная сделка, так называемая Долг + Акционерный Капитал, когда инвестор готов предоставить долг, получив при этом участие в капитале компании. Есть множество разновидностей таких сделок: конвертируемые облигации, долг плюс варранты и др.», – подчеркивает Валерия Гонтарева.
Специалисты считают, что, учитывая возможность перегрева экономики, компании должны разделять риски краткосрочного и среднесрочного характера. «Перегрев экономики формирует риски среднесрочного характера, усиливая макроэкономические дисбалансы, – считает Виталий Ваврищук, экономист Dragon Capital. – К примеру, главными негативными последствиями перегрева является повышение цен и увеличение дефицита торгового баланса, что потенциально может замедлить рост сбережений и усилить волатильность на валютном рынке. Однако перегрев вряд ли отразится на динамике экономического роста в краткосрочной перспективе. С точки зрения роста спроса на сегодняшний день для большинства секторов украинской экономики сложились исключительно благоприятные условия деятельности. Предприятия промышленности и сектора услуг, ориентированные на внутренний рынок, имеют огромный потенциал увеличения объемов производства благодаря быстрому росту реальных доходов населения (в течение года ожидается более 20% год к году). Для экспортоориентированных предприятий металлургии и химии ситуация на внешних рынках также складывается благоприятно, несмотря на замедление темпов роста наших торговых партнеров. В условиях высокой инфляции и умеренного роста процентных ставок по кредитам улучшаются условия инвестирования для предприятий. Как минимум на протяжении года показатели повышения цен на товары и услуги предприятий будут превышать стоимость кредитных ресурсов. Безусловно, компании должны воспользоваться сложившейся ситуацией и ускорить реализацию инвестиционных программ».
Краткосрочные позитивы Андрей Фоменко, директор по исследованиям и анализу управляющей компании DCH: – Несмотря на нестабильную ситуацию на рынке энергоносителей, краткосрочные перспективы для основных отраслей, формирующих положительную часть торгового баланса, позитивны: объемы производства металлургии, машиностроения и химической промышленности в текущем году будут наращиваться. Вступление Украины в ВТО усилило позиции экспортоориентированных отраслей на внешних рынках, что отобразится в притоке инвестиций в данные сферы, а также в увеличении капитализации предприятий. Рисками могут оказаться надвигающаяся мировая экономическая рецессия и снижение таможенных барьеров для дешевых товаров производства китайских машиностроительных компаний. |
Спаду неподвластны |