«Найти главу даже для одной компании очень сложно, а для двух – еще сложнее».
Карлос Гон, глава Renault и Nissan Motor, заявил, что партнеры по альянсу могут вернуться к управленческой структуре с двумя главными исполнительными директорами
Регулирование
Стандарт цифрового телевидения останется один
Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания принял решение о внедрении единого стандарта цифрового наземного телевидения MPEG-4, отказавшись таким образом от MPEG-2, тогда как ранее планировалось продвигать их параллельно.
По словам главы Нацсовета Виталия Шевченко, такое решение продиктовано стремительным удешевлением стоимости оборудования для MPEG-4. «Преобразователи MPEG-4, выпускаемые в Украине, уже стоят около 250 грн.», – утверждает он. Напомним, что ранее именно высокая цена декодеров была официальной причиной поддержки двух форматов одновременно. Иным мотивом выбора в пользу более нового стандарта является экономное использование частотного ресурса: «Кодирование в MPEG-4 позволяет в той же полосе частот разместить в полтора-два раза больше программ, чем в MPEG-2 при сопоставимом качестве», – уверен Владимир Некрасов, технический директор цифрового эфирного телеканала «Гамма».
В целом на рынке решение регулятора оценивают позитивно: наличие единого стандарта позволит продвигать его с меньшими издержками, а частотного ресурса хватит для большего количества телеканалов, которые хотят попасть в эфир.
Вопрос выбора стандарта актуален для всех стран, занятых процессом перехода на цифровое телевидение. Пока наиболее популярным в мире, в том числе и среди развитых стран, является MPEG-2. Однако большинство новых участников процесса перехода к цифровому телевидению отдают предпочтение именно MPEG-4.
Изучение рынка
Исследовательские агентства рассчитывают на увеличение оборота
По данным Украинской ассоциации маркетинга (УАМ), в 2008 г. объем рынка маркетинговых исследований вырастет на 28%, что в денежном выражении составит около $56 млн. В данной экспертной оценке к вниманию принимались данные агентств, выполняющих исследования на заказ, и не учитывался анализ, проводимый отделами маркетинга компаний самостоятельно.
Из 15 агентств (а это практически 70% рынка), предоставивших УАМ данные о своих ожиданиях на 2008 г., почти все рассчитывают на увеличение оборота. Только одна компания намерена повторить результат прошлого года.
Что касается оценки прошлогоднего объема рынка маркетинговых исследований, то, по данным УАМ, он составил $43,9. По сравнению с 2006 г. это более чем 30%-й рост, однако только если не учитывать инфляционные процессы. Такая цифра вполне соответствует среднегодовому показателю динамики рынка (как правило, она колеблется от 20 до 30%). Но после того как аналитики сделали поправку на инфляцию минувшего года и снижение курса доллара США, рост рынка составил 14-15%.
Еще одной тенденцией, которую выявили аналитики в ходе подготовки «Ежегодника УАМ – 2008», оказалась активная смена руководящего состава маркетинговых исследовательских агентств. Из 49 компаний, входящих в ассоциацию, за прошлый год руководство сменилось в десяти (а это 20,4%). По мнению некоторых экспертов, аналогичная ситуация наблюдалась и в менеджменте маркетинговых отделов многих украинских компаний-производителей.
По данным Украинской ассоциации маркетинга (УАМ), в 2008 г. объем рынка маркетинговых исследований вырастет на 28%, что в денежном выражении составит около $56 млн. В данной экспертной оценке к вниманию принимались данные агентств, выполняющих исследования на заказ, и не учитывался анализ, проводимый отделами маркетинга компаний самостоятельно.
Из 15 агентств (а это практически 70% рынка), предоставивших УАМ данные о своих ожиданиях на 2008 г., почти все рассчитывают на увеличение оборота. Только одна компания намерена повторить результат прошлого года.
Что касается оценки прошлогоднего объема рынка маркетинговых исследований, то, по данным УАМ, он составил $43,9. По сравнению с 2006 г. это более чем 30%-й рост, однако только если не учитывать инфляционные процессы. Такая цифра вполне соответствует среднегодовому показателю динамики рынка (как правило, она колеблется от 20 до 30%). Но после того как аналитики сделали поправку на инфляцию минувшего года и снижение курса доллара США, рост рынка составил 14-15%.
Еще одной тенденцией, которую выявили аналитики в ходе подготовки «Ежегодника УАМ – 2008», оказалась активная смена руководящего состава маркетинговых исследовательских агентств. Из 49 компаний, входящих в ассоциацию, за прошлый год руководство сменилось в десяти (а это 20,4%). По мнению некоторых экспертов, аналогичная ситуация наблюдалась и в менеджменте маркетинговых отделов многих украинских компаний-производителей.
Перспективы
Мобильный маркетинг уже знают и скоро будут использовать
Согласно данным опроса, проведенного LEAD9 (агентство интерактивного маркетинга) совместно с ProPR (всеукраинский портал), мобильный маркетинг становится одним из наиболее перспективных каналов коммуникации с потребителями.
Опрос проводился в течение месяца и охватил более 300 специалистов рынка (маркетинг-директоров и бренд-менеджеров крупных отечественных и международных компаний, представителей рекламных и PR-агентств, контент-провайдеров и др.). Полученный исследователями результат таков, что 90% специалистов, использующих мобильный маркетинг в продвижении своего бизнеса, сообщили о положительном результате. При этом количество тех, кто знает о таком инструменте, и тех, кто его применяет, очень различается. Если 90% респондентов хорошо информированы о возможностях мобильного маркетинга, то в 53% на знании все и заканчивается. Эту группу «знающих» специалистов исследователи отнесли к потенциалу развития инструмента в стране.
Пика популярности мобильный маркетинг, по мнению экспертов, достигнет через два-три года. А пока наиболее востребованным у компаний видом такого рода коммуникации является рассылка sms, что вполне позитивно воспринимается целевой аудиторией. По различным оценкам, около 20% городских жителей в возрасте от 18 до 55 лет считают для себя удобной регистрацию в различных акциях с помощью сообщений.
Подходы
Премиум-класс набирает силу на рынке кондиционеров
Объем кондиционерного рынка в Украине в прошлом году превысил показатель 300 тыс. устройств, а в 2008 г. он вырастет еще не менее чем на 100 тыс. Такую оценку рынку дали специалисты компании «Ликонд».
Украинский кондиционерный рынок на протяжении последних лет демонстрирует стабильный рост – в среднем 20-30% ежегодно. Но 2007 г. стал рекордным по темпам роста – рынок увеличился более чем на 60%. По мнению Владимира Степуры, директора компании «Ликонд», основные причины такого роста – жаркая погода и строительный бум. По прогнозам компании, в 2008 г. эти факторы сохранятся, поэтому темпы роста рынка ожидаются на уровне не менее 30-40%. При этом неплохим спросом будут пользоваться кондиционеры премиум-класса. Например, в 2007 г. в Украине установлено около 1,8 тыс. систем класса VRF, из которых более 50% составили мультизональные системы производства Daikin (Япония). Как считает Владимир Степура, в текущем году количество таких систем превысит 2,5 тыс. штук. В связи с этим компания намерена и дальше увеличивать поставки систем класса VRF в Украину. «Например, согласно стратегии Daikin, к 2010 г. этот японский производитель намерен занять 15% украинского кондиционерного рынка. Премиум-сегмент продолжает укреплять свои позиции в коммерческом секторе кондиционерного оборудования в связи с ростом количества крупных и престижных объектов недвижимости, требующих оснащения высокотехнологичным оборудованием. Сезонность в премиум-сегменте практически отсутствует – проекты реализуются на протяжении всего года», – объяснил он.
Вопрос номера
Для того чтобы проникнуть в подсознание потребителей, компании в ходе маркетинговых исследований начинают прибегать к гипнозу. Не так давно один крупный производитель автомобилей, пользуясь именно этим методом, выявил, что его марка авто ассоциируется у потребителей со «старичками», а не с «безопасностью», как говорится в рекламных роликах.
Для того чтобы проникнуть в подсознание потребителей, компании в ходе маркетинговых исследований начинают прибегать к гипнозу. Не так давно один крупный производитель автомобилей, пользуясь именно этим методом, выявил, что его марка авто ассоциируется у потребителей со «старичками», а не с «безопасностью», как говорится в рекламных роликах.
Заказчику нужна максимально достоверная информация, и этичность определяется степенью доверия к методу и исследователю. Для участников опроса применяемый метод этичен, если респонденты осведомлены о нем и дали согласие на участие.
Александр Лавренов, директор проектов исследовательского агентства Touchpoll
Даже наиболее успешный исход самого блестящего по замыслу исследования не может компенсировать унижение, злоупотребление, эксплуатацию и другие виды неуважения к людям. Очень хочется, чтобы доход любого проекта напрямую зависел от степени его этичности, но это пока остается мечтой.
Вероника Бегун, медиадиректор PR-агентства Pillar
Для нас как для компании, производящей лекарственные препараты, неэтичные методы неприемлемы в любом аспекте. С нашим потребителем мы общаемся (и считаем именно это этичным способом) через специалистов: врачей, провизоров, через научную среду.
Йордан Урх, директор представительства KRKA в Украине
Маркетинг
Кондитеры играют, продвигая марки
Конкуренция на кондитерском рынке и борьба за потребителей стимулирует игроков более внимательно изучать целевую аудиторию. К примеру, компания АВК в продвижении новинок ТМ «Жувиленд» (продукции, рассчитанной в основном на аудиторию в возрасте от 6 до 14 лет) сделала ставку на интерес современных детей к технологическим новинкам. Недавно компания объявила о начале sms-игры. Цель такого шага – завоевать лояльность юных потребителей и сохранить темпы роста продаж. Для этого производитель и придумал «Страну «Жувиленд», побывать во всех уголках которой участники смогут, отвечая на поставленные вопросы.
Еще до старта игры в системе зарегистрировались около 10 тыс. игроков. Поскольку до АВК никто из кондитеров не использовал этот вид коммуникации, рассчитанный на таких юных потребителей, то первую реакцию аудитории производитель предпочел тщательно проанализировать. В результате проведенного исследования выяснилось, что детям сценарий игры интересен и понятны принципы регистрации. Кроме того, большинство юных респондентов высказывались за юмор и шутки в формулировке вопросов, которые, по их мнению, можно и усложнить.
Организуя такую акцию, АВК рассчитывает как минимум повторить прошлогодний успех программы продвижения ТМ «Жувиленд». Тогда продажи выросли в полтора раза и, по словам представителей компании, значительно увеличился индекс знания продуктов потребителями.
Перспективы Военные поделятся частотами Кризис прошел нижнюю точку Рост цены консолидирует производителей продуктов Нефти все же не хватает
Минобороны передало на согласование в НКРС проект плана конверсии радиочастотного ресурса страны. В рамках намеченной на 2008-2009 гг. конверсии запланирована модернизация более 200 радиоэлектронных средств связи, включая девять радиолокационных станций, используемых силовыми структурами.
План конверсии также предусматривает передачу из сферы специального использования трех комплектов частотных полос для внедрения в Украине мобильной связи третьего поколения стандарта UMTS (сейчас эту услугу предоставляет только Utel).
Объем затрат на проведение радиочастотной конверсии оценивается в 1,15 млрд. грн. Ранее Минобороны оценивало стоимость конверсии в 330 млн. грн., затем говорило о 680 млн. грн. Операторы, которым придется оплачивать значительную часть расходов на конверсию, высказывают сомнения в обоснованности этих сумм.
Глава минфина США заявил, что мировой финансовый кризис, начавшийся летом 2007 г., прошел нижнюю точку. Распространения проблем на другие сектора экономики уже не ожидается. Оптимизм главы министра основан на отсутствии данных о рецессии в американской экономике – основным фактором, который мог бы запустить механизм настоящего мирового экономического кризиса, был бы отрицательный экономический рост в США в течение, по крайней мере, двух кварталов. В канун майских праздников выяснилось, что рост экономики США в І квартале 2008 г. составил 0,6%, пошла на спад безработица.
Свет в конце тоннеля недавно увидел и финансовый гуру Уоррен Баффет, заявивший, что худшая часть кризиса позади. Инвесторов не смутило даже понижение до 2%-й ставки в США – все уверены, что дальше доллар падать не будет, потому что эпоха понижения ставки заканчивается, и она начнет расти к концу года.
Повышение цен на продукты питания – глобальная проблема, для решения которой нельзя использовать инструменты денежной политики. «Увеличение цен на продовольствие накладывается на рост цен на энергоресурсы, металлы, другие сырьевые товары, и это значимый глобальный феномен», – констатировал председатель Европейского центробанка Жан-Клод Трише. С начала года стоимость риса на Чикагской бирже выросла на 53,5%, кукурузы – на 31,2%. «Эра дешевого продовольствия закончилась», – объявил президент Азиатского банка развития Хирахико Курода.
В этих условиях активизировались разговоры о координации действий стран-производителей сельхозпродукции. «Для координации производства и торговли зерном надо иметь единый международный орган», – заявил глава минсельхоза России Алексей Гордеев. Он отметил, что на сегодняшний день Россия, Украина и Казахстан являются одними из крупнейших игроков на мировом рынке зерна. А глава МИДа Таиланда Ноппадон Паттама сообщил, что его страна в ближайшие месяцы проведет первый саммит новой организации, которая будет называться «Совет сотрудничества по торговле рисом».
В будущем можно ожидать возникновения «кофейной ОПЕК» (Бразилия, Колумбия, Вьетнам, Индонезия, Мексика и Эфиопия), «чайной» (Китай, Индия, Шри-Ланка, Кения и Турция) и даже «банановой» (Эквадор, Филиппины, Коста-Рика и Колумбия).
Стоимость нефти в течение ближайших двух лет может вырасти до $150-200 за баррель, полагают аналитики Goldman Sachs Group. Основная причина – превышение темпов роста мирового спроса на топливо, темпов роста его производства.