На украинском IT-рынке до сих пор завидную динамику демонстрируют поставщики оборудования. Но только те, кто быстро обновляет «участников команды» – ассортимент.
ОтечественнаЯ IT-отрасль движется вдогонку за развитыми странами региона, показывая значительные темпы роста при низких абсолютных показателях. Об этом как нельзя лучше свидетельствует компьютеризация населения. При скромном проникновении ПК (13,6%) динамика продаж в 2007 г. составила 44,4%, утверждают аналитики из IDC. Уже через год Украина достигнет нынешнего показателя проникновения в Польше (25,9%), нарастив в 2008 г. компьютерные мускулы еще на 30%. Учитывая, что на компьютеры и смежное оборудование приходится более половины всего IT-рынка в денежном выражении, очевидно, что как нельзя лучше будут чувствовать себя компании, обладающие сильными позициями по реализации IT-оборудования. Действительно ли это так, мы спросили у маркетинг-менеджера Samsung Electronics Владимира Болотникова.
По данным IDC, в последнее время IT-рынок в Украине растет в среднем на 30-40% в год. Можете ли вы похвастаться подобными показателями?
Украинский рынок ноутбуков, к примеру, растет еще более динамично (около 65% в год). Мы планируем удвоить объемы продаж в этом году и быть в тройке лидеров. Данная задача вполне выполнима, и примером тому может послужить сегмент жидкокристаллических мониторов, где мы вот уже который год остаемся лидерами, занимая около 45% соответствующего рынка. Ближайший конкурент отстает в два раза.
Какие ключевые сегменты рынка наиболее интересны для Samsung?
Из динамично развивающихся сегментов следует выделить ноутбуки. Это одно из стратегических направлений для компании, поскольку в денежном выражении оно очень привлекательное. На украинском рынке мы представили ноутбуки в 2003 г. и сейчас находимся в тройке лидеров, уступая лишь ASUS и Acer. Сегодня Samsung стремится выйти в лидеры по данному направлению.
Каким, на ваш взгляд, должен быть ноутбук, чтобы его легче было продать? Известно, что здесь Samsung делает ставку на цены и дизайн.
Помимо названных вами характеристик существует еще один важный фактор: модель использования. Например, если человек хочет заменить ноутбуком еще и рабочее место, то ноутбук должен быть достаточно мощным и представлять адекватную замену десктопу. Если говорить о дизайне, то здесь важной тенденцией является элемент персонализации.
Можно ли говорить о влиянии рынка мониторов на рынок телевизоров?
Существует заблуждение, что многофункциональные мониторы вытесняют телевизоры. На первый взгляд, кажется, что это взаимозаменимые устройства. Однако многофункциональные мониторы зачастую используются в специфических сегментах бизнеса, где необходима возможность подключения напрямую дополнительных устройств. В целом доля подобных дисплеев в общем объеме ЖК-мониторов Samsung не превышает 10%, однако многофункциональные устройства постепенно укрепляют свои позиции. Здесь стоит выделить направление Unified Communication (UC), где мониторы дополнительно оснащены веб-камерой и микрофоном. Сегодня они используются бизнесом, как правило, для видеоконференций, однако UC-мониторы перспективны и для массового рынка. Об этом говорит то, что идеология Unified Communication продвигается не только на аппаратном, но и на программном уровне компанией Microsoft – одним из главных идеологов данной концепции.
Активизировались процессы объединения производственных мощностей крупнейших производителей электроники. Какие современные тенденции в производстве мониторов?
Процессы консолидации идут во многих отраслях. В IT-индустрии объединение мощностей происходит с целью оптимизации производства и более эффективного использования патентов. К примеру, в производстве мониторов седьмого поколения Samsung сотрудничает с Sony. Помимо этого, сегодня идет работа над снижением стоимости мониторов при повышении качества воспроизведения.
Если говорить о технологиях, то в ближайшие пять лет TFT-мониторы будут основными на массовом рынке. В дальнейшем станут распространяться OLED-дисплеи (на органических светодиодах), аналогичные тем, которые сейчас используются в мобильных телефонах. Несмотря на ряд преимуществ, пока их себестоимость значительно выше, чем жидкокристаллических.
Кто сейчас покупает принтеры?
Очень многие. В первую очередь это обусловлено неразвитым электронным документооборотом. Поэтому потребителями печатающих устройств являются те, кто имеет какое-то отношение к бухгалтерии, налоговой, банковскому делу и т. д. Подобное можно сказать и о сфере образования – я пока не слышал о том, чтобы рефераты, курсовые работы сдавались только на электронном носителе. В то же время темпы роста продаж принтеров снижаются. Сейчас происходит сегментация по новым принципам, например: качественная цветная печать и печать документов.
Что ждет системы хранения данных? Будут ли магнитные носители оставаться основными?
На самом деле пока магнитные диски остаются господствующими. Вместе с тем на рынок выходят SSD (Solid State Disc – «твердые» диски), которые очень перспективны для сегмента ноутбуков. Эти носители как нельзя лучше вписываются в борьбу за размеры устройств и улучшение потребительских свойств. SSD-накопители представлены совсем недавно, пока в Украине как коммерческих продуктов их нет. Ускорять рост рынка систем хранения данных будет программное обеспечение, основанное на платформе Windows Vista, и пользовательский контент, в частности, мультимедийные приложения. Так, еще совсем недавно одна фотография «весила» 300 Кбайт, а сейчас этот показатель в среднем достигает 2 Мбайт. Не следует забывать и о тенденции оцифровывания видеоконтента.
Blu-ray победил в войне форматов видео высокого качества. Когда он будет воспринят массовым IT-рынком?
Развитие данного направления пока сдерживается малым количеством устройств с поддержкой этого формата, а также носителей. Главная причина – чрезмерно высокая стоимость на текущем этапе. Контент-продуктов с размером более 4,7 Гбайт (стандартная емкость DVD-диска) практически нет, поэтому говорить о быстром распространении технологии Blu-ray еще рано. Хотя рынок готов и предложения есть.
Выставка CeBIT утратила былую славу, но Samsung все равно отправилась туда в 2008 г. Почему площадка до сих пор интересна компании?
Действительно, количество участников выставки в Ганновере в этом году существенно сократилось, и само мероприятие стало на день короче. Главная причина такого спада интереса состоит в том, что сегодня IT-индустрия получает и перерабатывает информацию гораздо раньше, чем она появляется на той или иной выставке. Участие Samsung в CeBIT продиктовано прежде всего «политической целесообразностью»: компания занимает сильные позиции на IT-рынке, и не хочет упускать хорошую возможность показать посетителям и другим участникам свои новинки.