Хороший повод для ренессанса

XX век не стал золотым для венгерского виноделия. Но в начале
XXI столетия у виноделов по крайней мере есть что возрождать.


Виноделие – очень серьезный бизнес. Как и нефтедобыча. Но если нефть быстро окупает затраты, то производство вина экономически очень рискованное мероприятие. Потому что результат зависит от непредсказуемых факторов. А прежде чем будет известно, какой виноград даст лучшие результаты на этой земле, часто сменяется не одно поколение. Венгерские виноделы пережили все эти приключения за несколько сотен лет своей истории. Однако две мировые войны и сорокалетний период социализма чуть было не заставили их забыть, куда они шли. Поэтому венгры и говорят сегодня о своих винах, что сначала их потеряли, а теперь нашли.



Венгерское вино становилось похожим на того, кто его пил. В XVII-XVIII вв. легендарный вкус и слава десертного Токайского Асу создавались во время обедов европейских монархов и аристократии. А во второй половине XX столетия «вино королей» попало на стол пролетариата. К сожалению, 300 тыс. потребителей вина из Восточного блока не имели необходимого вкуса, чтобы воспитать производителя. Поэтому экономические стимулы для стремления к качеству отсутствовали. Венгерское виноделие в 1947-1989 гг. наращивало урожайность и усредняло сырье. Но даже в эти годы случались хорошие винтажи, которые попадали в хорошие руки. Британский винный обозреватель Тим Аткин писал, что среди токайских вин, выставленных Sotheby’s на продажу в 2000 г., были напитки, созданные в коммунистический период. Однако лишь один лот представлял вино, произведенное после 1970 года.


Помощь венграм пришла в 1990-х от зарубежных инвесторов. Главные вложения были направлены на два самых знаменитых региона – Токай и Эгер. Благодетели Токая – AXA Millesimes (французы, владеют рядом замков в Бордо), Chateau Clinet (принадлежит знаменитому французскому виноделу Жан-Луи Лаборду из Помероля), Vega Sicilia (испанская винодельня, создавшая знаменитые вина Unico) и др. В числе инвесторов также отметились американско-корейский бизнесмен Энтони Хванг, Suntory (крупнейший производитель виски в Японии), Henkell и другие немецкие компании.


Сегодня ренессанс Токая и Эгера в самом разгаре. Однако маленькие возрождения случаются и за пределами этих регионов. Шопрон, Балатон, Виллани – об этих и других наименованиях пока знают лишь немногие.  







Двое главных


Из 22-х винных регионов Венгрии мир пока знает только о двух. Это Токай и Эгер, расположенные на северо-востоке страны.
Токай знаменит прежде всего своими сладкими винами Токайского Асу. При создании сладких токайских вин используют ягоды асу. Это виноград, который стал более сахаристым и ароматным благодаря грибку botrytis clinerea. Сок асу добавляют в бочки с молодым сухим вином. В зависимости от количества асу различают 3-, 4-, 5- и 6-путтониевый Токай (1 путтонь – корзина, вмещающая 22-26 кг винограда). Вне путтониевой классификации находится относительно недорогой Tokaji Szamaorodni (он может быть сладким и сухим), а также редкое и дорогое вино Токай Асу Эссенция, которое производится только из ягод асу и только в исключительные годы. По сравнению со сладкими винами из французского региона Сотерн, токайское имеет пикантную кислинку, которую можно не обнаружить во французском визави.
Эгер – регион, который наилучшим образом подходит для производства белого вина. Здесь изготавливают очень хорошее сухое белое Эгер Чиллага – «Звезда Эгера». Но так сложилось, что многие знают Эгер благодаря красному сухому Эгри Бикавер – «Эгерская бычья кровь». Для создания этого густого, плотного, бархатного вина используется четыре-пять сортов ягод. В качестве основного выступает мягкая и пряная Кадарка, которую может заменить Кекфранкош.

Залишити відповідь