В мировых компаниях

Поглощения


InBev стремится уйти в отрыв
Бельгийская пивоваренная компания InBev намерена приобрести своего крупнейшего американского конкурента Anheuser-Busch и тем самым закрепить мировое лидерство по продажам. Как пишет Financial Times, источники, близкие к сделке, утверждают, что возможность слияния обсуждалась на двух советах директоров InBev, и компания уже готовит американцам свое финансовое предложение. Речь идет о сумме $46 млрд. – $65 за акцию. Пока компании от официальных комментариев отказываются.


По мнению одного из аналитиков, о сделке может быть объявлено уже в ближайшие дни. «Если они хотят что-то сделать, то должны делать это сейчас», – говорят в консалтинговой фирме Louis Capital Markets. Во-первых, падение курса доллара сделало американские активы привлекательными для поглощения. Во-вторых, условия на пивном рынке ужесточаются: цены на хмель и алюминий стремительно растут, вынуждая ключевых игроков консолидироваться для минимизации затрат. Так, в феврале 2008 г. SABMiller, номер два мирового рынка, укрепил свои позиции благодаря выходу в Китай и покупке Grolsch за $1млрд. (по некоторым оценкам, это даже позволило ему опередить InBev), а теперь готовится к объединению с американской Molson Coors. А недавно Heineken и Carlsberg в рамках $15,4-миллирадной сделки поделили активы Scottish & Newcastle. По подсчетам голландского исследовательского агентства Landsbanki Kepler, пять крупнейших пивоваров уже контролируют две трети глобального рынка, и в обозримом будущем этот показатель может быть доведен до 85%. В числе потенциальных объектов поглощения – турецкие, латиноамериканские и восточноевропейские производители.


Преимущества объединения для InBev (бренды Stella Artois, Beck’s, Bass) и Anheuser (Budweiser, Michelob) несомненны. Первая с подразделениями в Бразилии, Европе, Китае является лидером по продажам в мире, вторая – в США с долей рынка 48%. Таким образом стороны дополнят одна другую в географическом плане и возьмут под контроль четверть мирового рынка. К тому же объединенная компания будет продвигать более 300 марок пива. Бельгийцы и американцы уже достаточно тесно сотрудничают: в 2006 г. они заключили соглашение, по которому Anheuser продает продукцию InBev в США.


В то же время появились слухи о том, что SABMiller предложила, чтобы InBev купила ее после завершения сделки с Molson Coors.


Кадровые перестановки


Вне зоны досягаемости
Арун Сарин, генеральный директор крупнейшего мирового оператора мобильной связи Vodafone, в июне покинет свой пост. У руля встанет 46-летний Витторио Колао, который до последнего момента был заместителем Сарина.


Нынешний СЕО, 53-летний уроженец Индии, пришел в Vodafone в 1999 г., а возглавил компанию в июле 2003 г. Его уход стал сюрпризом для участников рынка, ведь после убытков на 5,43 млрд. фунтов стерлингов по итогам 2006 г. компания, наконец, вошла в зону прибыльности. Буквально за несколько дней до сообщения об отставке Сарина было объявлено, что чистая прибыль Vodafone в минувшем году достигла рекордных 6,66 млрд. фунтов. Благодаря Сарину клиентская база британского оператора расширилась со 120 до 260 млн. абонентов. 42% из них – жители таких быстроразвивающихся рынков, как Восточная Европа, Азия, Африка и Ближний Восток. Несмотря на внешний позитив, официальные причины смены руководства так и не были названы, а сам СЕО обошелся общими формулировками: «Чувствую, что сейчас как раз самое время передать контроль, поскольку компания занимает хорошие стратегические позиции. Я достиг всего, что наметил, когда получил этот пост».


Первые два года на посту Сарин подвергался критике со стороны инвесторов за слишком пассивную стратегическую политику. В ответ на это топ-менеджер стал проводить активную экспансию в неосвоенные регионы. Чтобы компенсировать потери от снижения темпов роста европейского телекоммуникационного рынка Сарин продал подразделения Vodafone в Японии и Швеции, а также доли в швейцарских и бельгийских операторах. Вырученные деньги ($11 млрд. фунтов) были направлены на покупку сотовых компаний в Египте, ЮАР, Турции (Telsim Mobil Telekomunikasyon Hizmetleri в 2006 г.) и Индии (52% третьего по величине местного оператора Hutchison Essar за 5,7 млрд. фунтов в мае 2007 г.). Но и здесь гендиректор не угодил акционерам. По словам экспертов Mobile Research Group, Сарина стали обвинять в том, что такой активный шопинг снизил эффективность компании и фактически распылил ее средства. «Зная, что его не оставят в покое, СЕО решил уйти на волне успеха», – отметили исследователи ING.


Теперь задача Витторио Колао – закрепить успех своего предшественника. Если верить прогнозам, то предстоящий год будет для компании не менее трудным, особенно в Западной Европе. Власти ЕС уже начали активно давить на Vodafone и ее конкурентов, вынуждая операторов снижать цены на услуги, что отразится на прибыли. В связи с этим Vodafone пытается удержать уже имеющихся европейских абонентов, предлагая им широкополосный доступ по линиям фиксированной связи. На этом фоне выручка от передачи данных возросла на 41% – до 2,18 млрд. фунтов.


Подходы


Настройка на успех
LG Electronics объявила о планах стать истинно мультинациональной компанией. «Наша цель – стать лучшим корпоративным брендом с отличными маркетинговыми возможностями во всех 140 странах, где мы присутствуем. Мы хотим, чтобы для потребителей был важен не вопрос, где находится наш головной офис, а насколько качественны наши продукты», – пояснил гендиректор LG Йонг Нам.


Действовать планируется в трех направлениях. Во-первых, для повышения узнаваемости бренда LG намерена наращивать инвестиции в рекламу, которые в 2007 г. уже достигли $400 млн. Особенностью маркетинговых акций станет акцент на уникальности продукции, расположенной на пересечении функциональности (технологической начинки) и формы (стильного дизайна). Подтверждением правильности избранной стратегии стал тот факт, что в 2005-2007 гг. узнаваемость бренда LG в США повысилась с 65 до 83%.


Во-вторых, в течение пяти лет южнокорейский производитель изменит свой продуктовый портфель. Поле для деятельности довольно широкое: реорганизация подразделений и отделов, передача некоторых функций на аутсорсинг, а также экспансия в такие новые рыночные сегменты, как энергетика, B2B-решения и здравоохранение. Ожидаемый результат – рост продаж на 10% и прибыли на 6%, четырехкратное увеличение коэффициента оборачиваемости активов и рост на 20% прибыли на инвестированный капитал.


Последним пунктом «дорожной карты» станет глобальная стандартизация кадровой политики и системы менеджмента. Курировать данный процесс будет Реджинальд Булл, назначенный исполнительным вице-президентом по HR. К тому же LG активно переманивает топ-менеджеров из других корпораций. В 2007 г. компания поставила Дермота Бодена из Pfizer руководителем отдела маркетинга, Томас Линтон из IBM возглавил отдел закупок, а Дидье Шеннево из Hewlett-Packard – отдел поставок.


Реорганизация


Samsung перестраивается
Samsung Electronics запустила внутреннюю реорганизацию, призванную усилить свои позиции на рынке бытовой техники и электроники. В настоящее время ключевыми подразделениями компании являются Digital Media Business, Digital Appliance, Semiconductor Business, LCD Business, Telecommunication Network Business и Corporate Technology Operations. Согласно плану теперь бизнес по выпуску МР3-плееров, ноутбуков и цифровых телевизионных приставок будет переведен из подразделения цифрового медиаоборудования в телекоммуникационное. Объединив таким образом вычислительные и мобильные технологии, компания рассчитывает создать новые рынки. Одновременно Samsung сольет бизнес домашних кинотеатров, а также DVD- и Blu ray-плееров с подразделением по выпуску телевизоров. Цель подобного шага – закрепить лидерство в области цифровой конвергенции. Подразделение цифровой бытовой техники, ответственное за продуктовые линейки холодильников, кондиционеров и стиральных машин, отныне станет частью подразделения цифровых медиа.


Эти изменения последовали спустя неделю после того как новым генеральным директором Samsung был назначен Ли Юн-Ву, до этого занимавший пост президента по внешним связям. А за продвижение на таких быстрорастущих рынках, как Китай, Индия, Россия и страны СНГ, теперь будет отвечать 39-летний старший вице-президент Джей Ли.


Впрочем, в последнее время у Samsung дела и без того идут неплохо. Она уже является номером один в мире по продажам микросхем памяти, телевизоров и LCD-мониторов, номером два среди производителей мобильных телефонов. Ее чистая прибыль за I квартал 2008 г. составила $2,2 млрд. (+37%), доход – $17,2 млрд. (+19%).


Слияния


Немецкие банки выступят единым фронтом
Страховая группа Allianz, принадлежащая Dresdner Bank, и Commerzbank вместе претендуют на своего конкурента Postbank. Оба немецкие финансовые института предложили за «дочку» почтового концерна Deutsche Post 10 млрд. евро. Об этом сообщило издание Manager Magazin со ссылкой на источники, близкие к участникам сделки, хотя официальных комментариев не поступало. По словам одного из банкиров, сначала слияние коснется только Dresdner Bank и Commerzbank, а лишь затем к ним присоединится Postbank.


Причиной возможной консолидации стал мировой финансовый кризис, вследствие которого немецкие банки поняли, что им необходимо объединить свои силы: ни один из них, за исключением крупнейшего на рынке Deutsche Bank, не является конкурентоспособным на международном уровне. В такой ситуации Allianz вынуждена искать возможности для спасения своей «дочки» Dresdner Bank, терпящей убытки уже не первый год. В конце мая глава страховщика Михаэль Дикманн сообщил, что его концерн ведет предварительные переговоры по этому поводу. Не один раз заявлял о желании приобрести другие компании и Commerzbank. Так что обоим финансовым институтам только на руку желание Deutsche Post расстаться со своей «дочкой».


Потенциальный «тройственный союз» может создать в Германии вторую мощную силу на финансовом рынке после Deutsche Bank. Объединенная структура будет насчитывать 85 тыс. сотрудников, 2,7 тыс. филиалов и 1300 млрд. евро на балансе. 

Залишити відповідь