При продаже компании продавец заинтересован получить наиболее выгодную цену, а инвестор – правильно оценить риски и принять обоснованное решение. Тот и другой используют для этих целей due diligence.
Главной целью due diligence является минимизация рисков инвесторов при осуществлении операций M&A на основе анализа всех обстоятельств, связанных с планируемыми инвестициями. В случае выявления существенных рисков стоимость объекта инвестирования соответственно уменьшается. Если продавцы не готовы к адекватному уменьшению цены, то покупатель может вообще отказаться от сделки, поэтому к проведению данной процедуры серьезно относятся и покупатель, и продавец.
Основные цели
Когда в мае инвестфонд Marshall Capital Partners договорился о покупке доли в «ОСТ-Алко», одном из крупнейших российских алкогольных заводов, было объявлено, что перед продажей завод почти на месяц закроется на аудит. Идти на подобные затраты стоит – от качества проведения данной процедуры зависит будущее предприятия. «На due diligence нужно смотреть не как на трату денег, а как на процесс, результатом которого является получение полной информации о предполагаемом объекте сделки и ключевых «информационных козырей», – убежден Александр Онищенко старший менеджер PwC. – Эти козыри могут быть использованы как весомые аргументы при согласовании окончательной цены или уточнении расчетов по сделке и способны удержать от неэффективной инвестиции».
По словам Александра Онищенко, оценка предприятия в контексте сделки может включать как проведение due diligence с целью получения всесторонней информации и понимания объекта сделки, так и оценки бизнеса с целью определения его стоимости. Данные процессы могут протекать параллельно и раздельно, поскольку предварительная цена объекта сделки, как правило, согласована между покупателем и продавцом к моменту проведения due diligence. В среднем due diligence и оценка бизнеса занимают от трех до пяти недель, а скорость проведения во многом зависит от своевременности предоставления и качества необходимой информации.
«Due diligence – комплексное исследование, – дополняет Полина Загнитко, старший юрист компании «Василь Кисиль и партнеры». – В его процессе собирается и анализируется юридическая, финансовая, техническая и бизнес-информация о компании». Как правило, due diligence является предпродажной процедурой и может проводиться как собственником-продавцом, так и инвестором. «Для продавца юридический аудит является аналогом визита к врачу. В интересах собственника – пройти данную проверку, узнать, что не так в его бизнесе и что необходимо сделать для его улучшения. Бывают случаи, когда собственники решают не продолжать продажу, но на такие решения обычно влияют другие коммерческие вопросы, а не проведение юридического аудита», – подчеркивает Олег Мальский, юрист департамента корпоративного права ЮФ Magisters.
В целом, по словам Полины Загнитко, продавец проводит due diligence в основном для внутренней оценки бизнеса (актива), выставляемого на продажу; оптимизации и стандартизации деятельности бизнеса (актива); упорядочения документации и бизнес-процессов с целью повышения привлекательности продаваемого бизнеса (актива); устранения недостатков, которые могут повлиять на стоимость сделки. Инвестор, заинтересованный в приобретении бизнеса (актива), проводит due diligence для получения как можно более полной информации о бизнесе, активах, бизнес-процессах; оценке бизнеса, его инвестиционной привлекательности; определения всех возможных рисков, связанных с бизнесом (активами) и/или его приобретением.
При подготовке комплексных сделок часто необходима совместная работа аудиторов, финансовых советников и юристов.
Повышенные опасности
В процессе оценки предприятия обычно выявляют так называемые deal breakers (повышенные опасности) – обстоятельства, характеризующие высокий уровень риска инвестирования в данный объект. К наиболее часто встречающимся deal breaker эксперты относят такие обстоятельства, как заниженные суммы потребности в инвестициях для достижения запланированных объемов продаж; судебные процедуры, в которых задействовано предприятие, например, конфликты относительно прав собственности.
Игорь Черезов, ассоциированный партнер компании Astapov Lawyers: «Потенциальным покупателем были проведены переговоры о приобретении частного предприятия, заключившего более ста договоров аренды земли. Нами был проведен анализ данных договоров. Практически все они содержали пункт, позволяющий в одностороннем порядке расторгнуть данный договор. Кроме того, срок его действия заканчивается в 2009 г. Сумма сделки была достаточно велика, и мы в своих рекомендациях посоветовали отказаться от нее, так как, по сути, речь шла именно о переуступке права аренды через покупку корпоративных прав. Клиент прислушался к нашему мнению и отказался от покупки компании».
Впрочем, иногда клиенты принимают решение о покупке на свой страх и риск, зная о возможных неблагоприятных последствиях. «В моей практике был случай, когда после детальной предварительной проверки выяснилось, что собственник предлагаемого к продаже предприятия сменил фамилию с целью скрыть судимость. Причем из полученного нами судебного решения следовало, что он был осужден за мошенничество и отбывал наказание сроком более восьми лет. Однако покупатель, ознакомившись с результатами due diligence, принял решение о приобретении данного объекта, основываясь на наших выводах о правомерности регистрации права собственности на целостный имущественный комплекс», – приводит пример Игорь Черезов.
Наиболее часто инвесторы отказываются от покупки, если в результате due diligence обнаруживается большое количество рисков (или нарушений) и компания не может исправить их до момента покупки. «С юридической стороны это может быть связано, например, с нарушениями процедур получения лицензий и разрешений или невозможностью получения новых или продления еще действующих лицензий и разрешений», – дополняет Сергей Попов, партнер KPMG в Украине.
Сложности сбора информации
Самой важной в процессе due diligence является финансовая отчетность компании, а также оценки прогнозов будущего роста. Особое внимание при этом обращается на так называемые value drivers (факторы стоимости), такие как ставка дисконтирования, прогнозы объемов продаж, прогнозные показатели движения наличности, чистой прибыли. Полученная информация служит основой для оценки стоимости, что является базой для переговоров о цене объекта. После того как определена база, специалисты изучают и другие источники информации. «Однозначно главным источником информации является сама компания, предоставляющая данные, подготовленные по нашему запросу. Также мы используем всевозможные государственные реестры. Никогда не бывает лишним провести хотя бы элементарный поиск в Интернете для получения общей информации о деятельности компании, возможных скандалах, в которых она замешана, а также осуществить поиск по возможным судебным спорам в существующих реестрах. В этом случае информации не бывает слишком много», – утверждает Олег Мальский.
Иногда продавцы не хотят предоставлять определенную информацию. «Примером тому может служить информация о налоговой оптимизации, которая в состоянии повлиять на стоимость сделки», – рассказывает Сергей Попов.
«Как правило, в процессе интервью с работниками предприятия мы пытаемся прояснить те темы, которые остались для нас непонятными после просмотра основных документов компании. Это могут быть вопросы, касающиеся операционной деятельности, проверок госорганами, возможных нарушений, истории создания и работы предприятия. Однако следует учесть, что устные ответы на данные вопросы имеют меньшую значимость, нежели документы. Соответственно при составлении отчета следует указать, что та или иная информация либо разъяснения получены на основании устных объяснений сотрудника. Для подтверждения подобных устных заявлений желательно получить письменную справку», – разъясняет Олег Мальский.
«Не каждый день приходится делиться информацией о своем бизнесе, к которой допущено ограниченное количество людей, – подтверждает Александр Онищенко. – Такая информация включает в себя данные об официальной и о другой, мало кому известной жизни бизнеса. Но в подавляющем большинстве случаев продавцы все же раскрывают всю существенную информацию о своем бизнесе. Нежелание раскрывать такого рода информацию может привести к отказу покупателя от сделки, потому что мало кто отважится покупать кота в мешке. Мы проводим интервью со всеми работниками, контролирующими какие-либо существенные бизнес-процессы и располагающими интересующей нас информацией. В силу индивидуальности подхода к каждому такому сотруднику вопросы и их стиль могут различаться, но задача одна – получение наиболее полной информации о том или ином процессе».
«Перечень вопросов напрямую зависит от структуры сделки, – добавляет Игорь Черезов. – Проводя предварительный due diligence, мы стараемся как можно больше пообщаться с сотрудниками предприятия, представителями местных органов власти, правоохранительными и налоговыми органами. Особенно это актуально для приобретения предприятий аграрного сектора, где очень тесные родственные связи. Иногда негативно настроенные к деятельности предприятия местные органы власти могут создавать серьезные помехи в работе организации. Кроме того, советский лозунг «кадры решают все» остается по-прежнему актуальным, и уход двух-трех специалистов после продажи может серьезно повлиять на дальнейшую производственную деятельность».
Есть еще одно существенное обстоятельство, которое должен учитывать продавец: проводить комплексную оценку потенциальный покупатель захочет на эксклюзивных условиях. «Для того чтобы мы начали тратить ресурсы и время наших сотрудников в полном объеме, нам необходимо получить эксклюзивное право на предприятие на определенный период, – рассказывает Майкл Блейзер, президент компании SigmaBleyzer.
Сроки due diligence Игорь Черезов, ассоциированный партнер компании Astapov Lawyers: |
Основные источники информации для legal due diligence Полина Загнитко, старший юрист компании «Василь Кисиль и партнеры»:
Это стандартный перечень, который варьируется в зависимости от цели проведения анализа, отрасли и сферы деятельности анализируемой компании, пожеланий клиента и проч. |
Составляющие стоимости due diligence Олег Мальский, юрист департамента корпоративного права ЮФ Magisters:
– Стоимость due diligence напрямую зависит от таких факторов, как количество юристов, которые будут работать над транзакцией; объем работы (полная или неполная юридическая проверка ); уровень существенности (например, стоит ли рассматривать трудовые споры, у которых линия существенности, скажем, ниже 50 тыс. грн.; стоит ли рассматривать договоры кредита, где сумма меньше $100 тыс.). Все указанные параметры существенным образом влияют на общий объем работ, который сказывается на конечной стоимости процедуры. Стоимость юридического аудита компанией с хорошим именем и большим опытом может выражаться числом с шестью нулями.
Повысить стоимость due diligence может и необходимость привлечения других консультантов. Например, в проектах, касающихся полезных ископаемых. Так, один из наших клиентов после проведения due diligence относительно корпоративных, земельных вопросов и регуляторных нюансов согласился на нашу рекомендацию структурировать покупку целевой компании, имеющей специальное разрешение на добычу ископаемых, этапами и определять цену в зависимости от наличия ископаемых. Для определения количества ископаемых клиент пригласил геологический аудит.