Попутно оказалось, что по крайней мере в 2000-2008 гг. экономический рост на удивление мало зависел от политики (несмотря даже на «оранжевую революцию»!), зато очень сильно – от состояния экономики стран ЕС.
Нынешний спад вроде бы только подтверждает этот вывод. Однако модели плохи тем, что пытаются предсказать будущее исходя из прошлых трендов, а между тем времена меняются. И в отличие от относительно стабильного периода роста сейчас экономика Украины попала в зону турбулентности, которая делает ее заложником политики, поэтому и прогнозы на наступивший год так различаются: от относительно благополучных (может быть, даже с ростом на пару процентов) до катастрофических. Чем же определяется результат, и каким он может быть?
Причины болезни
Прежде всего, конечно, зависимость от мировой конъюнктуры никуда не делась. Разумеется, будь правительство помудрее, оно извлекло бы урок из кризиса 2008 г. и проводило бы экономическую политику, направленную на диверсификацию экономики, то есть благоприятную для всякого бизнеса, а не только металлургии и «большой» химии. Но политический интерес оказался важнее: малый бизнес разгромлен (численность предпринимателей сократилась вдвое!), а средний – разграблен рейдерами и налоговым беспределом. Экономика еще более монополизирована. Все это значительно усугубило зависимость от внешних рынков, которые в свою очередь в обозримом будущем всерьез и надолго не поднимутся, скорее, наоборот.
Дело в том, что повсеместно применяемые кейнсианские методы «разогрева» – это своего рода допинг для экономики, который помогает встать на ноги после болезни или пережить стресс, но при этом загоняет саму болезнь вглубь и вызывает привыкание вместе с кучей побочных эффектов. И, как всякий допинг, он рано или поздно перестает действовать. Нынешний кризис вызван именно этим. Нечто подобное уже было в 1970-х, тогда выходом стал неолиберализм. Но первоначальный эффект отказа от допинга – ломка, то есть рецессия. Именно ее мы сейчас наблюдаем в еврозоне, и страшно подумать, что будет, когда за ней последуют США, а это рано или поздно неизбежно случится, как бы ни стремились Обама и Бернанке отложить неприятности. Остается только слабая надежда, что к тому времени европейские экономики успеют очиститься от долгов и паразитизма и снова обретут возможности для роста. Иначе грянет полномасштабный мировой кризис, к которому Украина не готова.
Не стоит рассчитывать на «прочие страны», не говоря уже о том, что все они вместе взятые составляют меньшую долю мирового спроса, чем США и ЕС, и развиваются нестабильно по своим внутренним причинам. В Китае, второй экономике мира, назревает большой кризис: с одной стороны, исчерпывается потенциал нынешней экономической модели, с другой – нарастает противоречие между рыночной экономикой, активно порождающей средний класс, и авторитарным государством, вдобавок официально основанном на коммунистической идеологии. Подобные конфликты до сих пор практически всегда заканчивались буржуазно-демократическими революциями. Здесь возникает вопрос, сможет ли Китай стать исключением из этого правила. Как раз подобный кризис сейчас переживает другой стратегически важный для наших экспортеров регион – Ближний Восток.
Впрочем, людям свойственно верить в лучшее, тем более если модели при всей их ограниченности указывают на будущее оживление, ожидаемое во второй половине 2013 г. Напомним, что это те же модели, которые предсказывали рост нашей экономики в ушедшем году на уровне 4%.
Поэтому есть, конечно, вероятность того, что прогноз станет самосбывающимся: оптимизм инвесторов подтолкнет краткосрочный мини-бум. Но даже тогда это в лучшем случае будет только легкой передышкой, после которой не исключено наступление похмелья. В целом на внешних рынках Украину ждет как минимум стагнация.
Почему ее нужно срочно лечить
В принципе, плохие времена можно было бы пересидеть, застой – это все же не обвал. Но беда в том, что наша страна живет не по средствам: покупает на 7,5% от ВВП больше, чем продает на внешних рынках (а при нынешнем курсе гривни этот дисбаланс будет только нарастать, причем катастрофически). При этом государство тратит по факту примерно на 5% (опять же от ВВП) больше, чем способно собрать в виде поступлений – и это без учета скрытого дефицита, например, пресловутого Нафтогаза! Конечно, идущий человек не находится в состоянии равновесия-баланса, а бегущий и вовсе висит в воздухе. Но то, что может себе позволить быстро и уверенно растущая экономика, в случае остановки может обернуться крахом. Тем более что резервов всех видов в обрез: золотовалютных уже меньше, чем оставалось в 2008 г. после девальвации и неуклюжих попыток тогдашнего руководства НБУ ее сдержать (с выгодой для некоторых); налоговое давление поднимать дальше некуда; «помогать» нам, как в 2009-м, никто не собирается, тем более что кредит доверия к действиям власти (и соответственно к национальной валюте) давно исчерпан; капитализация ушла в ноль вместе с правами собственности и перспективами… При этом одному только МВФ предстоит вернуть $5,5 млрд., да еще евробондов на миллиард. Ситуацию усугубляет непрофессионализм, близорукость и нервозность правительства (в широком смысле, включая президента, Верховную Раду и НБУ), которые уже проявляются, например, в выдвижении сумасбродных идей вроде налога на продажу наличной валюты.
Ничего не предпринимать – значит, и дальше проедать резервы, поддерживая иностранного производителя за счет украинского налогоплательщика, и накапливать долги, которые потом придется отдавать. Но, кроме моральной стороны дела, такая политика, мягко говоря, недальновидна. Она не протянет и нескольких месяцев, особенно если ее раскусят потенциальные кредиторы.
Брать в долг можно только тогда, когда есть желающие давать. Уже сейчас это в основном госбанки, в свою очередь получающие рефинансирование у НБУ, – их портфели уже больше, чем наполовину, состоят из государственных облигаций. Чтобы эта нехитрая схема печатания необеспеченных денег не привела к взрыву инфляции, НБУ перекрывает кислород всем остальным – ну разве что за исключением парочки небольших, но подозрительно быстрорастущих банков. Кредиты соответственно остались либо потребительские, либо для своих. Естественно, при этом развиваться могут практически только финансово-промышленные группы, имеющие собственные банки или способные привлекать кредиты извне. Но они в абсолютном своем большинстве завязаны на те же внешние рынки, которые ничего хорошего в обозримом будущем не сулят, соответственно экономика продолжает падать.
Однако если не растет экономика, не могут расти и доходы бюджета.
А аппетиты-то никуда не деваются! Причем, что характерно, как для олигархов и чиновников, так и для плебса: все они привыкли воспринимать государство, как некий неиссякаемый источник, а бюджет – как рог изобилия. Попытки выдавить из экономики еще больше не просто проваливаются, но и загоняют плательщиков в тень, а то и разоряют. Спад усугубляется.
Какими лекарствами можно воспользоваться
Что делать? Для начала необходимо хотя бы возобновить программу с МВФ или по крайней мере договориться об отсрочке. Это приоткроет окно возможностей для любых дальнейших действий, но их нужно предпринимать, иначе оно снова захлопнется, причем очень громко. Если будет программа (даже не сами кредиты!), и она начнет выполняться, появится шанс одолжить на внешнем рынке хоть пару критически важных миллиардов. Все это, конечно, очень помогло бы перезимовать, да только сотрудничество с Фондом тоже накрепко завязано на политику. Чтобы его разблокировать, потребуется выполнить когда-то данные обещания, которые, кстати, и без того следовало бы претворить в жизнь. Но это чистейшей воды политика.
Чтобы убрать описанный выше двойной дефицит (бюджета и платежного баланса), ведущий страну к банкротству, нужно отпустить курс гривни в свободное плаванье и несколько затянуть пояса. Собственно, это все, чего требует Фонд (возможные сугубо политические требования в явном виде вообще не могут обсуждаться, это противоречит Уставу МВФ). Но за чей счет удерживать гривню от обвального, панического падения? Можно ли уберечься от соблазна «заработать», как это сделали «папередники», на контролируемой девальвации? Наконец, за чей счет сокращать расходы?
Увы, как следует из бюджета-2013, искусственно раздутой паники по поводу налога на продажу валюты, протекционистских поползновений последних месяцев и состава нового Кабмина нас ожидает продолжение все той же самоубийственной экономической политики. Затягивание поясов будет происходить практически исключительно за счет населения, а также малого и среднего бизнеса. Кстати, что характерно, власть охотно идет на сокращение социальных стандартов, но упорно отказывается повышать тарифы на газ – прямое указание на то, какие интересы стоят за «ножницами» цен. Политологи предрекают, что отказ от предвыборного популизма будет дополняться закручиванием гаек – довольно логично, поскольку иначе не удастся воплотить даже малую часть мер.
Вот тут-то и кроется основной риск. Закручивание крышки на котле приводит, как известно, к взрыву. Если ничего не делать, то произойдет макроэкономическая катастрофа. Если делать то, что только и умеет делать нынешняя власть – отнимать и делить, – то к взрыву приведут недовольство и несправедливость. Прибегая к шахматной аналогии, можно сказать: чтобы избежать цугцванга, надо сделать ход конем – развернуть курс на 180 градусов, то есть к крупному олигархическому сырьевому бизнесу задом, а к остальной экономике передом и начать активно грести от той ямы, в которую катится Украина.
Вероятность такого волшебного превращения и определяет перспективы нашей экономики на грядущий год
Экспертная поддержка
CASE Украина – независимая неприбыльная общественная организация, которая проводит экономические исследования и анализ, а также занимается прогнозированием макроэкономической политики. Является частью сети CASE, в которую входят аналитические центры в Польше, Киргизстане, Молдове, Грузии, Беларуси и России. CASE Украина выступает наследником Проекта макроэкономических реформ Гарвардского института международного развития, работавшего в Украине в 1996-1999 гг. Деятельность компании финансируется из разных источников: основными заказчиками исследований являются Европейская комиссия, UNDP, USAID, министерство иностранных дел Польши, Мировой банк и частные компании. |