Перед философами сейчас стоит грандиозная задача: создать в обществе моду на практикующих философов, как уже создана мода на психологов.
Cделай так, чтобы люди почувствовали себя умными, и тебя все полюбят; но попробуй заставить их думать, и тебя возненавидят», – так размышляют современные философы и ищут истину, которая, как всегда, посередине.
Нужен ли миру еще один Сократ? Оказывается, нужен. Так считает молодой английский философ Люси Эйр, решившая свое солидное оксфордское образование выплескивать в мир через развлекательную беллетристику. В ее книге с забавным названием «Если бы у разума были ножки» все величайшие покойные философы проживают на небесах в мире идей и спорят о практическом применении философии, о том, может ли философия сделать жизнь конкретного человека лучше и интереснее. Сократ уверяет, что вопросы, определяющие основы человеческого бытия, всегда современны, и более того, над ними нельзя не задумываться. Его оппонент Витгенштейн (считается лучшим философом своего поколения) предъявляет другую, нелестную для человечества точку зрения: «Неужели ты вправду считаешь, что твоя философия нужна людям в их повседневной жизни? Думаешь, нормальных людей волнует метафизическая свобода воли? Нет, их волнует, где взять денег, чтобы отдать долг. Как прожить полноценную, достойную жизнь? Этих людей больше волнует половая жизнь. Истинная природа реальности? Нет, им нужно получить продвижение по службе. Как работает человеческий ум? Нет! В лучшем случае они задумаются о том, какую купить машину. На большее они не способны. – Значит, им надо встряхнуться. Миру нужен еще один Сократ», – с энтузиазмом проговорила молоденькая почитательница древнегреческого философа.
Суть спора в противопоставлении двух разных точек зрения на способность человека мыслить. Это тяжкий труд, который под силу лишь избранным; обычные люди ничего не поймут, потому что им это не нужно. Вторая точка зрения заключается в том, что философией должны заниматься все без исключения. Люди должны сомневаться в своих убеждениях и искать доказательства всему, во что верят: как все устроено в мире, кто мы, зачем живем, что хорошо и плохо.
Есть и скрытый мотив – не допустить оболванивания общества. Чем меньше люди думают, тем легче ими манипулировать. Это еще один аргумент в пользу введения института практикующих философов. Люси Эйр не одинока в своем стремлении ввести моду на философов. Такие же серьезные мысли в легком чтиве высказывают Гордер в «Мире Софии» и Ален де Боттон в своих книжках «Обо всем на свете с точки зрения прикладной философии». Мода на практикующих философов не просто научит людей думать. Имеется в виду прежде всего овладение умением думать, в частности, мыслить, выходя за привычные рамки, и превращение этого занятия в привычку, причем для всех – от продавцов до политиков. Это никому не помешает. Люди каждый день решают философские вопросы, не подозревая об этом (даже выбирая в магазине между «Сникерсом» и «Баунти»). А теперь они просто будут об этом знать.
О пользе практической философии Все чаще в последнее время употребляется выражение «прикладная философия». В 1980-е в Англии были учреждены Британское общество прикладной философии и его печатный орган – The Journal of Applied Philosophy. Прикладная философия обычно противопоставляется фундаментальным проблемам метафизики как размышление о проблемах реальной жизни, как философия, имеющая непосредственное отношение к жизненным решениям прежде всего в области морали и политики. Еще в 1970-х в книге «Философия для начинающих» Д. Тейчман и К. Эванс подняли вопрос о том, имеет ли философия отношение к проблемам реальной жизни? |