Организаторы прошедшего в конце января Женевского часового салона, или SIHH, констатировали безмятежное настроение и спокойствие его участников, пожинающих плоды очередной волны внимания к швейцарской механике. Индустрия альпийской страны в который раз фиксирует рекорд: по данным устроителей SIHH, а также Федерации швейцарской часовой промышленности, в 2012 г. экспорт часов вплотную приблизился к небывалой отметке в 20 млрд. швейцарских франков (напомним, что в 2008-м этот показатель составлял 17 млрд.).
Однако наученные горьким опытом часовые марки предпочитают не почивать на лаврах, а встретить во всеоружии новый кризис, если таковой возникнет. Поэтому часовщики по всем фронтам своей рыночной деятельности «законопачивают» наличествующие дыры и заключают сделки на далекое будущее. А ключевым термином в актуальном в этом году словаре стала «проактивность», емко обозначившая эти проекты, да и новинки Женевского часового салона тоже.
В светлое будущее
Поводов для беспокойства посреди успеха и благолепия у швейцарских часовщиков на деле достаточно. Наиболее тревожным звоночком стала первая за текущую пятилетку остановка роста китайского рынка, причем в крайне урожайный для часовых компаний зимний период рождественских продаж, традиционно выручающий швейцарцев даже в плохие годы.
Остановка вовсе не означает краха рынка – китайцы продолжают исправно покупать часы оптом и в розницу и открывать новые бутики, однако на уровне 20%-го роста, как и в прежние годы. Пессимисты заговорили о катастрофе и потере главной «дойной коровы» швейцарской часовой индустрии, а самые прозорливые марки немедленно отреагировали резким поворотом в сторону других мировых рынков – в ходу в Женеве были консервативные часовые коллекции для европейцев и союзы с латиноамериканскими организациями, работающими на дальнюю перспективу. В частности, марка Parmigiani заключила договор о партнерстве с национальной футбольной федерацией Бразилии, и хотя чемпионат мира в этой стране будет только в 2014 г., компания уже проектирует специальные модели для футболистов в национальных цветах.
В рамках концепции проактивности проводится и политика кадровых изменений в отрасли. Собственно, сам этот термин впервые прозвучал из уст нового CEO Audemars Piguet Франсуа-Анри Беннамья, в мае 2012-го сменившего Филиппа Мерка, у которого с маркой оказались «стратегические расхождения». Беннамья, бывший глава американского отделения Audemars Piguet, знаменит рисковыми, но эффективными маркетинговыми решениями: именно он выступил за партнерские проекты мануфактуры из Ле Брассю с Арнольдом Шварценеггером и рэпером Jay-Z, вовсе нетипичными клиентами часовой компании, тем не менее сделавшими ее звездой часового рынка США. Теперь по той же рисковой тропе Франсуа-Анри поведет всю компанию. «Мы должны быть смелыми и двигаться вперед, не боясь совершать ошибки» – так звучит его идея проактивности. Пока Audemars Piguet не совершила никаких рискованных прорывов, ограничившись плановым празднованием 20-летия своей спортивной коллекции Royal Oak Offshore.
Однако сенсации уже в начале этого года обеспечили другие крупные игроки рынка. Так, в середине января Swatch Group объявила о покупке одного из самых знаменитых ювелирных брендов США, Harry Winston. Сделка, оценивающаяся в $1 млрд., стала продолжением резких изменений в женском сегменте часового бизнеса – первым сенсационным событием стало майское назначение директора часового департамента Van Cleef & Arpels Станисласа де Керсиса на аналогичную должность в Cartier вместо ушедшего на пенсию Бернара Форнаса. Де Керсис, известный своей оригинальной идеей «поэтического времени», выведшей Van Cleef & Arpels в авангард женского часового рынка, с начала этого года станет придумывать такую же прорывную идею и для Cartier (у которой на первый взгляд с часами все в полном порядке) и таким образом в перспективе еще больше укрепит позиции марки.
И снова турбийоны
Клиентов, сомневающихся в статусе и качестве швейцарских часов, бренды убеждают с помощью проверенной классики – турбийонов, на которые были щедры стенды Женевского часового салона. Механизм турбийона является прямой отсылкой к давним традициям часовой Швейцарии: его изобрел легендарный часовщик Авраам-Луи Бреге, чтобы компенсировать влияние силы гравитации на ход карманных часов. С течением времени, с переходом на наручные часы и усовершенствованием микромеханики насущная необходимость в турбийонах отпала, однако это усложнение остается одним из самых актуальных и статусных. Причина – сложность в его изготовлении, что становится тестом на профпригодность для каждой уважаемой часовой компании. Турбийон, состоящий из нескольких десятков деталей весом всего несколько граммов, может собрать далеко не каждый часовщик. Даже признанный эксперт в этом деле, женевская мануфактура Vacheron Constantin, выпускает не больше трех турбийонов в год из-за трудоемкости и сложности их сборки.
Неудивительно, что в случаях, когда часовщики хотят «побряцать оружием», они хватаются за турбийоны – их непременно заводят в своем ассортименте те, кто хочет повысить статус новой коллекции. Именно так поступила Cartier, представившая в Женеве «парящий» в прозрачной клети турбийон, мотором для которого служит мануфактурный калибр с сертификатом качества Geneva Hallmark – еще один повод для гордости ее часового отделения.
К турбийонам также обратилась уважаемая часовая марка Jaeger-LeCoultre, которая в этом году отмечает свое 180-летие. К юбилею часовщики приготовили модели, оснащенные фирменными объемными турбийонами – сферическими и цилиндрическими. Вся сложность их механизмов открыта взгляду в прозрачных отделах корпуса, как в модели Master Grande Tradition Gyrotourbillon 3 Jubilee, помимо турбийона усложненной еще и хронографом.
Однако турбийоны – атрибут не только новинок, выдержанных в классическом ключе. Они применяются и в экспериментальных, и в спортивных коллекциях, изготовленных из ультратехнологичных материалов. Таковым является выполненный из титана и керамики Ingenieur Constant-Force Tourbillon от IWC – в этой новинке турбийон усложнен блоком постоянной силы, позволяющим основному калибру работать независимо от механизма турйбийона.
Где же новшества?
Судя по новинкам, представленным на Женевском часовом салоне, общественность ожидает спокойный год без громких заявок на революционные новшества в механике. Часовые марки предпочли совершенствовать уже существующие разработки и внедрять в серийное производство прошлые рекорды, а также расширять варианты и опробовать новые техники отделки. Так собирается действовать, например, Cartier, представившая в новой коллекции модель с циферблатом, отделанным в технике маркетри (деревянной инкрустации) – отнюдь не новой ремесленной технологии, которую в прошлом году опробовало часовое отделение бренда Hermes.
Кроме того, часовые компании активно работают с неклассическими материалами, и единственным новшеством в этой сфере выступает расширение разработок и применение таких материалов, как кремний, причем не только в изготовлении компонентов механизма. Так, марка Roger Dubuis удачно выступила на SIHH с Excalibur Quatuor – моделью, усложненной четырьмя балансовыми пружинами и двойным турбийоном, но самое главное – ее корпус изготовлен из кремния, который вдвое легче титана, а по твердости сравним с бриллиантом. На то, чтобы адаптировать кремний к нуждам часовой механики, специалистам из Roger Dubuis потребовалось семь лет. Однако любой единожды вовлеченный в орбиту часовщиков материал приводится к серийному стандарту быстрыми темпами, поэтому уже через пару лет кремний станет таким же распространенным, как и классические золото и сталь.