Недавнее приобретение Facebook мобильного приложения для фотографий Instagram за $1 млрд. – один из последних признаков того, что парадигма социальных сетей, которую мы наконец-то освоили, почти подошла к концу. Взгляните сквозь эту призму на любое значимое приобретение в сфере технологий за последние 60 дней: покупка Instagram, сделка по Path, миллиардный патентный контракт Microsoft и AOL, юридические разборки Google и Oracle в отношении ОС Android – и вы поймете, что это все отчаянные попытки монетизировать маленькие экраны в руках.
Хорошо это или плохо, но мы живем в мире сетей, платформ и операционных систем, связанных воедино цифровыми гаджетами. В лучшем из миров компания владеет сетью, платформой и операционной системой: получается, что у нее есть собственная хорошая и удобная экосистема. Легко сказать. Фактически это только Apple, поэтому у него самая высокая капитализация в мире – примерно $600 млрд. В некоторой степени Google и Amazon совместили свои экосистемы. Неудивительно, что Facebook волнуется – у него есть сеть, но нет популярной операционной системы и средств, чтобы запустить цифровые гаджеты.
Портфолио технических патентов сегодня стоят сотни миллионов долларов. Они играют все более значимую роль в будущем, в том, как все наши цифровые устройства соединятся друг с другом. Если у вас до сих пор нет цифровой экосистемы, наверное, следует заняться ее созданием (или вцепиться в уже существующую).
В случае с Samsung или Apple патентные войны ведутся на территории, где производятся устройства, а в случае с Google и Oracle – операционных систем. Помните, как в прошлом году Google выложил более $12 млрд. за Motorola Mobility? Это тоже часть более масштабного желания контролировать будущее мобильного интернета. Телефоны Google, работающие на Android, – конкурентный ответ Apple iPhon, который работает на iOS.
Хотя Apple и говорит о пост-PC-мире, он не напоминает компанию, изначально ориентированную исключительно на мобильные устройства. Сравните Apple с Instagram, существующий только как приложение в мобильном телефоне. Он всегда был программой, а не компанией.
А теперь – нет. Когда Facebook выложил за Instagram $1 млрд., ищите другие «изначально мобильные» компании, открытые для инвесторов и акционеров. Подумайте о Path, недавно собравшем $40 млн. от венчурных фондов и ряда «силиконовых» инвесторов на постройку мобильного аналога Facebook, или о Shazam, начинавшей в качестве приложения, но в этом году расцветшей во время суперкубка как часть потенциального метапродукта, основанного на других продуктах. И есть еще масса других претендентов, которые являются изначально мобильными компаниями, например, Tinychat, объединяющий сегодня 20 млн. пользователей смартфонов.
Пока Facebook готовится к своему гаргантюанскому IPO, в этом году разворачивается более широкая картина. Кремниевая долина в поиске новой парадигмы. Сегодня это мобильность. Необходимость адаптироваться к мобильному миру будет только усиливаться, так как разрабатываются новые устройства, подключенные напрямую к интернету.
Новый писк моды – портативное компьютерное устройство, предназначенное для ношения на теле. Forrester предсказывает, что портативные компьютеры, такие как Google Glasses, – огромная неосвоенная рыночная возможность на ближайшие пару лет. В одном я уверен наверняка: уже поздно думать, что еще слишком рано для будущего интернета.