Невидимые посетители виртуальных магазинов

Среднестатистический образ покупателя в украинском Интернете – 30-летний киевлянин, работающий в торговой компании начальником одного из отделов.


Деньги в украинском сегменте Интернета есть. Они крутятся в основном в двух сферах – рекламе и онлайновой торговле. И если с источниками рекламных денег в целом все ясно, то с покупателями интернет-магазинов дела обстоят сложнее. Кто они, где живут, сколько тратят?


Чтобы получить ответы на эти вопросы, в минувшем году мы провели исследование, а в нынешнем – повторили его. В исследовании 2008 г. приняли участие порядка 2600 респондентов (в 2007-м – 1600), которые являются клиентами нашего онлайн-супермаркета (сделали хотя бы одну покупку). Проводилось исследование с помощью сетевого опроса.


Портрет в профиль
Бытует мнение: раз уж компьютеры и Интернет – явление сравнительно молодое, то в этих сферах «нужно дать дорогу молодым». На самом деле это не совсем так: история компьютера насчитывает уже более полувека, а Интернет доступен более 10 лет. Это значит, что как минимум одно поколение украинцев знакомо с данными понятиями. Поэтому образ вечно безденежного студента, сидящего перед монитором в поисках виртуальных приключений и бесплатных рефератов, не совсем соответствует действительности. Конечно, такие пользователи тоже есть, причем их много, но есть и другие – те, у кого имеются деньги, и кто их тратит в Сети.


Исходя из результатов опроса получается, что наш интернет-покупатель – респектабельный мужчина (83%) в самом расцвете сил – 26-37 лет (52%), проживающий в столице (42%). Киев в этом плане уже несколько лет является стабильным лидером страны, что можно объяснить географическим расположением самих интернет-магазинов. Большая их часть сосредоточена именно в столице, что автоматически влечет за собой удорожание и увеличение сроков доставки товара в регионы. Эти данные перекликаются с общим распределением интернет-юзеров по украинским регионам: по статистике Bigmir.net, почти 59% пользователей находятся в Киеве и Киевской области. Следующие по количеству интернет-покупателей города – Одесса (7%), Харьков, Днепропетровск и Донецк (по 5-6%). По сравнению с прошлым исследованием цифры изменились незначительно (в пределах 1-2%).


Портрет экономический
Общий портрет среднестатистического интернет-покупателя в целом понятен, но почему мы считаем его респектабельным? Мало ли в Украине 30-летних киевлян? Обратимся опять к нашему исследованию. Оказывается, 22% респондентов занимают пост руководителя подразделения/отдела, а 17% являются владельцами собственного бизнеса. Еще 6,5% определили свою должность как директор/президент. В итоге получается, что 43,5% покупателей – владельцы бизнеса или менеджеры высшего/среднего звена. Помимо этого, 5% респондентов заявили, что они являются заместителями начальника отдела, 6% – программистами и IT-инженерами, 5% – системными администраторами. Отсюда и вывод о респектабельности и достатке наших клиентов.


Картина респектабельности покупателей будет неполной, если упустить аспект сферы занятости респондентов. С учетом того, что наш товар – лицензионное программное обеспечение, можно предположить: большая часть клиентов нашего супермаркета работает в сфере информационных технологий. На самом деле это не так.


Только 9% из опрошенных заявили, что они работают в сфере IT, еще 5% назвали областью своей деятельности связь и телекоммуникации, а 2% – Интернет. Общая цифра в 16% IT-специалистов сравнялась с 16% занятых торговлей товарами, не связанными с IT. Вывод на заметку интернет-маркетологам: торговля в Украине остается одной из лидирующих отраслей бизнеса, которая дает зарабатывать людям и на покупки в Сети.


Можно также отметить и такие отрасли бизнеса, как архитектура и строительство (7%), транспорт (5%). Банковская сфера, финансы (в том числе кредиты и страхование), энергетика, научно-исследовательская деятельность, образование и медицина набрали по 3%.


Если создать среднестатистический образ покупателя в украинском Интернете, то у нас получится 30-летний киевлянин, работающий в торговой компании начальником одного из отделов. Иными словами, доверяют интернет-магазинам и пользуются их услугами в основном представители так называемого среднего класса.


Дополним экономический портрет покупателя еще одним штрихом – учтем предпочтения пользователей по способам оплаты. Наиболее часто используется  оплата кредитной/дебитовой картой (32%). 26% клиентов ратуют за оплату через банк, еще 15% хотят платить наличными курьеру (в случае доставки материального товара). Однако если обратиться не к данным опроса, а к статистике нашего супермаркета, то оказывается, что значительная часть средств поступает в результате транзакций с карточных счетов.


Отсюда можно сделать вывод, что интернет-покупатели предпочитают оплачивать свои покупки с помощью кредитных карт. В будущем можно ожидать повышения популярности данного вида оплаты за счет снижения числа оплат по квитанции.


В довершение к экономическому портрету следует рассказать о недавно пришедшей в украинский Интернет возможности осуществлять покупки в кредит и суммах, которые пользователи готовы потратить в Сети (на нашу категорию товара). 51% респондентов совершенно не интересует возможность купить софт в кредит, а 32% готовы тратить до 200 грн. в месяц на покупку лицензионного программного обеспечения. Для сравнения: в минувшем году тратить 200 грн. в месяц на покупку софта могли всего 8% опрошенных. То есть время, потраченное на поиск взломанного софта, и угроза проблем с его безопасностью для многих стоят дороже лицензионного ПО. Более того, 33% опрошенных считают (хотя бы считают!), что весь софт, используемый и дома, и на работе, должен быть лицензионным.


Портрет маркетинговый
Один из самых актуальных вопросов, интересующих интернет-маркетолога: «Как покупатель приходит на сайт нашего магазина?».


34% опрошенных для поиска необходимого им товара использовали возможности таких поисковых систем, как Google, Yandex и Rambler; 30% сначала поинтересовались товаром на сайте его производителя, а 8% перешли с других сайтов (не разработчика и не продавца). Еще 7% узнали о возможности купить софт в нашем супермаркете от коллег, родственников и друзей и по 1% покупателей заинтересовала реклама в метро, статьи в СМИ, на выставках и конференциях. Отсюда следует, что кесарю – кесарево, то есть для интернет-бизнеса наиболее эффективный инструмент привлечения клиента – интернет-маркетинг. Хотя и офлайновые инструменты не стоит сбрасывать со счетов – их время придет, когда интернет-рынок станет более наполненным. В качестве иллюстрации данного утверждения можно привести пример поисковика Google, который уже давно продвигается в Америке и Европе при помощи офлайн-мероприятий и только совсем недавно начал это делать в Москве.


Следующий вопрос: «Что еще, помимо программного обеспечения, украинцы приобретают в Интернете?». 28% респондентов покупают компьютеры, оргтехнику и периферию; 16% – фильмы и музыку; 13% – мобильные телефоны; 9% – мультимедиа устройства, а 6% не прочь купить подарки для близких. Помимо цены, одним из самых важных факторов при выборе интернет-магазина пользователи считают широту ассортимента и возможность купить все, что необходимо, в одном месте (35%), скорость обработки заказа и доставки (25%), квалифицированную поддержку по телефону (15%) и наличие дополнительных сервисов (9%).  

Залишити відповідь