Введение Украиной защитных мер в отношении нефтепродуктов, импортируемых из Белоруссии, приведет к повышению цен на топливо для потребителей и усилению зависимости от России в энергетической сфере.
Такое мнение высказал директор консалтинговой группы "А-95" (Киев) Сергей Куюн в связи с регистрацией Минэкономразвития Украины 11 марта жалобы четырех украинских НПЗ о возбуждении антисубсидарного расследования в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии.
"Цены на нефтепродукты в Украине остаются самыми низкими в Европе, уступая лишь белорусским и российским. По расчетам специалистов, в случае введения пошлины на белорусские нефтепродукты в размере $180/тонна, стоимость бензина и дизтоплива на АЗС вырастет минимум на 1,0 грн/л. Это сделает цены на топливо в Украине выше, чем в Литве, Польше и даже Германии (без учета акциза и НДС)", – отмечают в "А-95".
Не менее негативным следствием введения пошлин аналитики группы считают усиление зависимости от Российской Федерации в нефтяной сфере.
"В 2012 году белорусские нефтепродукты занимали 40% украинского рынка. В случае введения пошлины Беларусь переориентирует свои нефтепродукты на рынки Европы, тогда как в Украине этот ресурс будет замещен топливом, главным образом, за счет российской нефти и российских нефтепродуктов, которые по итогам 2012 года занимали в структуре украинского топливного рынка всего 14%", – отмечают в группе.
Аналитики подчеркивают, что качество белорусского топлива соответствует стандарту Евро-5, в то время как украинские и российские нефтепродукты в подавляющем большинстве соответствует требованиям лишь Евро-3, то есть не пригодны для длительного использования в современных автомобилях.
Сомневаются эксперты "А-95" и в достижение главной цели введения пошлин – повышении эффективности работы украинских НПЗ, так как конфликт с Таможенным союзом может привести к непредсказуемым для отечественных заводов последствиям.
"Россия неоднократно демонстрировала умение переходить к нерыночному ценообразованию и ограничивать доступ к своим углеводородам, это мы видели и по отношению к Беларуси, и к Литве, и к Украине на примере ситуации 2009 года. Потому сложно говорить об эффективной загрузке украинских НПЗ и в целом об их стабильном обеспечении сырьем", – говорит С.Куюн.
Директор "А-95" проводит параллель между возможным введением пошлин на белорусские нефтепродукты и подписанием газовых договоров 2009 года с РФ.
"В 2005-2009 годах правительство сначала отказалось от крайне выгодных газовых договоров с Россией, а потом заключило новые соглашения, сделавшие цену на газ для Украины наивысшей в Европе. Рассматривая возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты, нынешнее правительство имеет шанс повторить ту же ошибку, но уже в нефтяной сфере: разрушить диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов, отказаться от источников топлива с самой выгодной стоимостью и тем самым спровоцировать рост цен", – резюмирует С.Куюн.
Как сообщалось, в середине марта Минэкономразвития зарегистрировало жалобу четырех украинских НПЗ о возбуждении антисубсидарного расследования в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии.
Жалоба подана от имени Кременчугского НПЗ (ПАО "Укртатнафта", Полтавская обл.), ее поддержали Надвирнянский, Дрогобычский НПЗ (их менеджмент также контролирует группа "Приват"), и Шебелинский ГПЗ (входит в состав государственного ПАО "Укргазвыдобування").
На основании жалоб Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) может начать антисубсидарное расследование в отношении импорта нефтепродуктов из Белоруссии, расследование может длиться до года.
Итогом расследования могут стать ограничительные меры в отношении нефтепродуктов, поставляемых из Белоруссии, в размере около $180,84/тонна, срок действия таких мер – пять лет.
По мнению подателей жалобы, Белоруссия предоставляет своим нефтепереработчикам шесть типов субсидий на общую сумму $180,84/тонна. В частности, речь идет об освобождении НПЗ от уплаты сбора в размере 30% валютной выручки ($165/тонна), компенсации заводам процентных ставок по банковским кредитам ($12,3/тонна), предоставлении бюджетных кредитов и займов ($1,24/тонна).
В документе указывают также на беспошлинный экспорт топлива биодизельного (ТБД) из Белоруссии, в то время как обычная ставка экспортных пошлин на нефтепродукты в Таможенном союзе превышает $200/тонна. По их данным, в отдельные периоды ТБД занимал 50% долю в структуре белорусского дизельного топлива, поставляемого в Украину.
Составители жалобы уверены, что украинские НПЗ находятся в неравных условиях, а субсидирование белорусской нефтепереработки ведет к постоянному росту импорта топлива из этой страны.
НПЗ Украины и Шебелинский ГПЗ в 2012 году сократили выпуск бензина на 42,6% (на 1 млн 207,8 тыс. тонн) по сравнению с 2011 годом – до 1 млн 629,6 тыс. тонн, дизельного топлива – на 48,2% (на 1 млн 272 тыс. тонн), до 1 млн 364,4 тыс. тонн, мазута – в 2,8 раза (на 1 млн 314,7 тыс. тонн), до 715,3 тыс. тонн.
В 2012 году переработку нефтяного сырья осуществляли три из пяти действующих НПЗ страны (Лисичанский, Кременчугский и Надвирнянский), а также Шебелинский ГПЗ.
При этом Лисичанский НПЗ с марта 2012 остановлен на ремонт, а Надвирянский НПЗ профильную деятельность выполнял лишь в ноябре.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».