Визитная карточка Шотландии
С 8 по 31 августа в Эдинбурге пройдет Edinburgh International Festival, один из лучших фестивалей в Европе, который может похвастаться богатой программой классической музыки, театра, оперы и танца. Концерты и спектакли проходят в шести больших театрах и концертных залах Эдинбурга, а также на улицах столицы Шотландии. Фестиваль возник в послевоенную эпоху, когда люди особенно нуждались в положительных эмоциях. Со временем он стал визитной карточкой Шотландии во всем мире. В программе нынешнего фестиваля представлены коллективы со всей планеты – от Австралии до Польши, чей театр TR Warszawa покажет знаменитый «Психоз 4.48» Сары Кейн. Совместная премьера текущего года Мариинского театра и Вроцлавской оперы – спектакль «Король Рогер» композитора Кароля Шимановского, которая прозвучит под управлением Валерия Гергиева, 25 и 27 августа будет также представлена в рамках фестиваля. Режиссура Мариуша Трелинского, полюбившегося российской публике после первой его работы в Мариинке – стильной «Мадам Баттерфлай» Джакомо Пуччини. «Король Рогер» – необычная и яркая опера. Согласно авторским указаниям события спектакля разворачиваются в XII в. Три действия оперы решены в различном ключе и носят названия «византийский», «восточный» и «античный». По достоинству опера была оценена только во второй половине XX в. Постановщики интерпретировали «Короля Рогера» и как картину молодежного бунта 1960-х, и как иносказательный портрет тоталитарных сект – в американской постановке 1980-х.
Кроме фестиваля, в Королевском замке Эдинбурга ежегодно проводится фестиваль военных барабанов (Edinburgh Military Tattoo). За пределами города, в прекрасной сельской местности, именуемой Лотиан, можно также найти немало исторических зданий и замков. Восточный Лотиан – старинное место для игры в гольф. К востоку от города можно совершить многомильные пешие и велосипедные прогулки по побережью или Пентландским Холмам.
Украинский авангард в частных руках
Александра Богомазова (1880-1930) в Украине считают звездой украинского авангарда. В России его знают мало. Это отнюдь не помешало г-ну Богомазову устроить в Русском музее первую в России персональную выставку одного из самых ярких футуристов и представить 80 живописных и графических работ. Художника в мире знают по одной картине – «Трамвай» (1914), которую критики называют ответом русского футуризма в соревновании с основоположниками стиля – итальянцами. Александр Богомазов большую часть жизни прожил в Киеве, где познакомился с Аристархом Лентуловым, Александром Архипенко, Александрой Экстер. Как и его блистательные друзья, он начинал с символизма, но в дальнейшем прекратил участвовать в столкновении талантов и направлений, и все больше наслаждался возможностью свободной работы с цветом и игрой красок. Именно поэтому его веселые, яркие, легкие картины поселились в основном в частных собраниях, а не в музеях. За эмоциональный, незамутненный сложными концепциями характер их всегда любили коллекционеры, а в последние годы «богомазовская» мода превратилась в настоящую охоту, требующую больших затрат (не только финансовых, но и интеллектуальных – из-за обилия подделок). Один из главных коллекционеров Богомазова украинский бизнесмен с российским паспортом Константин Григоришин и стал инициатором выставки, на которую тщательно отбирали только те картины, историю которых смогли отследить до основного источника – семьи художника. Поэтому выставка Богомазова – это пример того, как крупные коллекционеры не ограничиваются спонсорской помощью. Музей обеспечивает подобие научной поддержки: готовит каталог, статьи, а главное – предоставляет свои престижные залы. Константин Григоришин не впервые пропагандирует и выставляет собранные им работы. Два года назад он в Пушкинском музее организовал выставку рисунков Василия Чекрыгина (1897-1922), художника, которого называли гениальным еще при жизни. Большую часть выставки занимали работы, входящие в частную коллекцию Григоришина, купившего у потомков художника 210 его работ.
Ирина Бурлакова