ГАЛЕРЕИ Любви актуального искусства в украинском обществе, которое до сих пор не обращало внимания на процессы contemporary art, должен стать Музей современного искусства в Украине. К такому выводу пришли участники форума, состоявшегося 10 и 11 февраля в Пуще-Озерной. Организатором форума выступила Галерея М. Гельмана в Киеве. По мнению директора галереи Александра Ройтбурда, сегодня украинское общество столкнулось с объективной необходимостью создания Музея современного искусства. Огромная часть работ украинских художников, написанных в конце восьмидесятых и в девяностые годы, находится за границей. Зачастую даже сложно сказать, куда именно попала та или иная картина. Поэтому уже сейчас необходимо вплотную подойти к решению проблемы сохранения картин современных украинских художников на родине и в музейных условиях. Иначе еще один пласт отечественной культуры может оказаться забытым. Участие в форуме приняли ведущие художники, искусствоведы, музейные работники, критики, культурологи, кураторы и галеристы из Украины, России, США, Франции. Специально для участия в конференции из России прилетел Марат Гельман, а из США – известный историк искусства, легендарный критик Константин Акинша, в начале девяностых годов практически единолично создававший информационную среду вокруг современного украинского искусства. В обсуждении приняли участие также Ежи Онух, директор Центра современного искусства при НаУКМА, и Виктор Хаматов, директор центра современного искусства «Совиарт», несколько лет назад выступивший с инициативой создания Музея современного искусства и работающий сейчас над программой по формированию его коллекции. В итоге участники конференции пришли к выводу, что наиболее точно отвечающей требованиям времени будет деятельность музея не просто как хранилища произведений искусства, а как международного культурного центра, представляющего проекты украинских и иностранных кураторов, принимающего участие в обменных выставочных программах, организовывающего специальные экспозиционные проекты. Что касается коллекции музея, то было бы неправильным создавать некое «национальное гетто» и представлять лишь украинских художников. Тем не менее работы, которые будет покупать музей, должны быть тем или иным образом связаны с Украиной. Кроме того, представленные экспонаты должны быть созданы после 1991 года, то есть после обретения Украиной независимости. Однако в музее могут находиться также работы конца восьмидесятых годов, так называемой «южнорусской волны», во многом определившей путь развития украинского contemporary art в девяностые годы. Управлять музеем и определять его политику должен куратор с широкими полномочиями, попечительский совет и консультационный совет, состоящий из международных экспертов. Абсолютно реально представляя себе ситуацию с государственной поддержкой культурных институций в нашей стране, участники круглого стола изначально разрабатывали модель частного музея. На данный момент пока еще нет частных инвесторов, изъявивших желание принять участие в создании украинского Музея современного искусства, однако организаторы форума выразили надежду, что в скором времени они появятся. |
ГАЛЕРЕИ Проект «Жидкое и горячее» – «правильная» диета для восприятия искусства. По словам художника Геннадия Гутгарца, выбрав этот диетологический термин в качестве названия проекта, он тем самым предлагает зрителю свои произведения как обязательные первые блюда, необходимые для правильной эмоциональной и эстетической диеты. Существует ли такая «правильная» диета – вопрос спорный, но в любом случае стоит оценить самоиронию автора, приравнивающего свое творчество к гастрономическим продуктам. Геннадий Гутгарц – один из видных персонажей столичной богемы. Помимо разнообразной творческой деятельности (в частности, именно Гутгарц каждый раз занимается организацией гастролей Петра Мамонова в Киеве), он время от времени устраивает в разных местах свои выставки. Открытие каждой сопровождается эффектным и стремительным action painting-представлением. Без подобного акта не обошлось и открытие выставки «Жидкое и горячее». Представленные работы Гутгарца выполнены на старой чертежной бумаге, которую художник случайно нашел в развалах своей мастерской и затем использовал из-за ее высокого качества. Персонажи представленных на выставке картин, в основном, любят, ласкают и просто приятно взаимодействуют друг с другом. В общей романтической канве был выдержан и action painting, перед началом которого Гутгарц подчеркнул сходство между художником и Богом. Участвовавшие в представлении практически обнаженными молодой человек и девушка (надо понимать, олицетворяющие образы Адама и Евы) были одновременно и кистями в руках мастера, и художниками, поскольку их вклад в написание работы на большом холсте был столь же существенен, сколь и вклад собственно Гутгарца, поочередно выливающего краску различных цветов то на актеров, то на саму картину. Результат получился весьма интересным (в первую очередь, естественно, на телах Евы и Адама). Впрочем, главным во всем творчестве Гутгарца, безусловно, остается сам процесс. Выставка Геннадия Гутгарца «Жидкое и горячее» продлится до 25 февраля в галерее университета им Т. Шевченко по адресу ул. Владимирская, 60, тел.: 239-3433. |
ТЕАТР Жанр литературного кабаре начала ХХ века представляют зрителям киевский режиссер Игорь Славинский и актеры Ирина Калашникова, Сергей Мельник, Екатерина Тыжнова и Елена Даньшина. Спектакль «Серебряный век» на сцене Мастерской театрального искусства «Сузiр’я» – это песни из репертуара Вертинского, романсы на стихи Цветаевой, Гумилева, Северянина и Мандельштама, эффектные танцевальные номера. Персонажи-маски, символизирующие эпоху, поданы не в трагическом, а в комедийном ключе. В спектакле таких персонажей четверо: франт в расшитом блестками жилете, мечтающий о «бананово-лимонном Сингапуре», застенчивая юная Коломбина в белом трико, роковая женщина в черном платье и с хрипловатым ресторанным голосом, наконец, четвертая маска – мужчина (сам режиссер) в небрежно накинутой на плечи армейской шинели. Вторую, комедийную, часть спектакля режиссер отдал забавным прозаическим этюдам Даниила Хармса, посвященным классикам русской литературы. «Лев Николаевич Толстой очень любил детей. Как поймает одного, как начнет по головке трепать…» Или: «А Тургенев взял да и обиделся! А потом укатил в Баден-Баден». Эти фразы – вольное переложение хармсовских шуток, в которых великие писатели земли русской выведены как капризные и обидчивые дети, с которыми приходится возиться взрослым, то есть читателям. Герои-маски лихо скачут на стульях, бьют чечетку, всячески вовлекают зрителей в происходящее на сцене действо. И не дожидаясь окончания спектакля, обходят публику со шляпой, быстро наполняющейся купюрами. Правда, чтобы полностью выдержать традиции кабаре, публику следовало бы усадить за столики, но на крохотном пространстве микросцены «Сузiр’я» это, увы, оказалось невозможно. Спектакль «Серебряный век» – в репертуарном плане Мастерской театрального искусства «Сузiр’я» (Ярославов вал, 16, тел.: 228-4587). |
КИНО Мода на исторические фильмы в Украине, видимо, пройдет не скоро. Феномен такого наплыва лент на подобную тематику объясняется очень просто: государство дает деньги именно под картины, которые, как оно считает, должны реставрировать былую славу Украины и затронуть патриотические чувства зрителей. Но если подчеркнуто «шароварный» «Богдан Хмельницкий» оказался колоссом на глиняных ногах, а «Молитва о гетмане Мазепе» приобрела сомнительную славу «кино не для всех», то «Мамай», пожалуй, наиболее адекватен в выполнении возложенной на него госбюджетом задачи. Госбюджет же свои обязательства выполнял со скрипом: работа над «Мамаем» из-за перебоев с финансированием растянулась на три года (в конечном счете всю работу на себя взял Западно-Европейский институт, возглавляемый Арамом Геворкяном, ставшим продюсером фильма). За это время, кстати, оператор-постановщик Сергей Михальчук успел снять вместе с Петром Тодоровским фильм «Любовник» и получить одну из престижнейших операторских кинопремий – «Серебряную жемчужину» фестиваля в Сан-Себастьяне. Тем не менее даже в таких неблагоприятных условиях молодой режиссер и сценарист Олесь Санин, успешно работающий не только в Украине, но и на Западе, нашел возможность завершить съемки. Дошло до парадокса: шикарный 15-минутный ролик ленты заинтриговал публику еще в октябре прошлого года на кинофестивале «Молодость», заинтересованность в картине выразили представители Каннского и Венецианского фестивалей, но «Мамай» продолжал существовать только в «полусобранном состоянии», потому как не за что было отпечатать копию на кинопленке. Но конечный результат стоил ожиданий: пожалуй, впервые в Украине снят фильм такого технологического уровня (при озвучивании применена система Dolby Surround) и при этом лишенный характерной для большинства исторических фильмов бездумной патетики. «Я не позволяю себе роскоши экономить на новейшей технике и качественной пленке; не разрешаю себе снимать таких-сяких актеров; не иду на подмену материальной среды – от места съемки до последней пуговицы на одежде героя, в конце концов, я не разрешаю себе отдыхать, когда снимаю кино», – слова Санина соответствуют результату. В основе сценария «Мамая» – две средневековые притчи, украинская и татарская. Первая – о трех запорожцах, бегущих из татарского плена; вторая – о трех братьях-татарах, отправившихся в погоню за казаками, похитившими реликвии их рода. Связующим звеном между притчами стала фантазия режиссера о любви молодого казака и женщины-татарки. Фильм очень красивый, в нем немного диалогов, зато много музыки. Пожалуй, мы становимся свидетелями рождения нового украинского кинематографа – красочного, поэтичного и в целом предсказуемого. Предсказуемо качественного. И если пока лозунг «Дивiться українське!» вызывает лишь снисходительную улыбку, то у «Мамая» есть все шансы, чтобы исправить ситуацию. |