общепит
Расширение семьи
Сеть ресторанов Mafia, несмотря на падение ресторанного рынка в I квартале этого года, продолжила свое развитие. Так, по подсчетам рестораторов, за три месяца 2013 г. в связи с введением в действие запрета на курение в общественных местах объем рынка общепита сократился от 10 до 30% в зависимости от формата. «Мы почувствовали уменьшение количества наших гостей во второй половине января. Однако уже в феврале отметили рост посещаемости на 10%», – сообщил генеральный директор сети Mafia Евгений Резуев. Удержать положительную динамику развития сети позволили несколько факторов. Это появление новых предложений (типа ужина за 59 грн.), продление периода праздничных дней до недели и продолжение расширения сети. Так, в феврале на условиях франчайзинга был открыт новый ресторан в Луганске. В результате количество заведений сети достигло 22, среди которых 7 франчайзинговых и 15 собственных. Если же говорить в целом о стратегии, то, по словам совладелицы Mafia Оксаны Середюк, «продолжается поиск интересных объектов под новые рестораны, в том числе в Киеве: планируется открыть еще как минимум два собственных. В регионах мы оставляем за собой интересующие нас города-миллионники».
Заключение «&». Согласно теории эффективный маркетинг и массированная политика по расширению сети могут удержать показатели продаж в периоды падения рынка. Опыт сети Mafia подтверждает, что это действительно работает.
финансовые услуги
Доверие для успеха
Porsche Finance Group (PFG) в Украине, предоставляющая услуги финансового, оперативного лизинга и кредита автомобилей Volkswagen, Audi, Seat и Porsche, признана лучшей по обслуживанию клиентов среди представительств Порше Банка в Европе. Исследования самого банка показали, что 85% клиентов высоко оценили услуги PFG, 82% будут пользоваться ими в дальнейшем. Также украинские клиенты оценили PFG как компанию, заслуживающую доверия, с наилучшим соотношением «цена-качество».
Заключение «&». В условиях, когда потребители очень осторожно относятся к займу денег, доверие к финансирующей организации практически полностью определяет успех ее работы.
фармацевтика
Умеренно-консервативные надежды
Нарастив за 2012 г. продажи до 1,4 млрд. грн. (или на 21% по сравнению с 2011 г.), Санофи-Авентис Украина удерживает второе место на украинском фармацевтическом рынке. По итогам прошлого года рыночная доля компании составила 4,5%. Достичь такого результата удалось за счет диверсифицированного портфеля продуктов и стратегии развития: вывода новых препаратов на рынок, сотрудничества с представителями медицинского сообщества, локализации одной из стадий производства препарата Инсуман, а также благодаря ценовой политике. Так, если цены на ряд препаратов пришлось увеличить на 4-5% в связи с ростом затрат на производство, то были и такие, цены на которые компания смогла снизить. По словам гендиректора Санофи-Авентис Украина Жана-Поля Шоера, речь идет о снижении на 12% цены на препарат Лантус и 7% – на Граноцид.
В 2013 г. компания продолжит инвестиции в Инсуман и выпустит его новую форму. Подразделение препаратов-генериков Zentiva (в составе группы Sanofi с 2009 г.) предложит жителям Украины еще восемь новых продуктов. Кроме того, компания расширит на шесть регионов страны (помимо Киева) свой проект «Инициатива по управлению диабетом», а инвестиции в него составят 1 млн. грн. Готовятся и ряд аналогичных мероприятий, направленных на поддержку женщин и детей с онкологическими заболеваниями.
В целом в компании рассчитывают сохранить свои рыночные позиции, для чего планируют нарастить продажи медпрепаратов на 7-8%. Такой умеренно-консервативный прогноз, по словам Жана-Поля Шоера, связан со сложной экономической ситуацией в Украине и отсутствием определенности в части реформ здравоохранения.
Заключение «&». Этот и прошлый годы запомнятся игрокам фармацевтического рынка Украины небывалым количеством инициатив, предпринятых, по утверждению чиновников, для гармонизации с законодательством ЕС. И хотя определенность необходима всем, международным компаниям будет проще настроить свою работу в Украине согласно новым требованиям.
ритейл
Автомобилисты рассчитывают на людей
Атлант-М завершил 2012 г. ростом финансовых и сбытовых показателей и сумел увеличить свою долю на рынке иномарок. Общая выручка холдинга в Украине за год составила $192 млн., что на 13% выше аналогичного показателя, достигнутого годом ранее. В прошлом году компания продала в Украине 5424 автомобиля (включая 423 бывших в эксплуатации), причем продажи в сегменте В2В увеличились на 21%. Рост продаж новых авто составил 12%, что в два раза превышает среднерыночный показатель по стране.
За минувший год предприятия Атлант-М выработали 261 тыс. нормо-часов послепродажного обслуживания. Выручка от его услуг превысила результат прошлого года на 12%. Рост этого показателя в структуре доходов особенно важен, так как он обеспечивает необходимую ликвидность в сложные времена. В компании считают, что полученные результаты стали возможными благодаря программам развития персонала и вниманию к вопросам работы с клиентами. В холдинге запустили единый мультибрендовый сайт с онлайн-складом новых автомобилей по трем странам. Прошлой весной во всех автоцентрах стартовала единая бонусная программа лояльности. Разработано мобильное приложение и расширен функционал личного веб-кабинета клиента. Удовлетворенность клиентов замеряется трижды – в день техобслуживания, по завершении ремонта и некоторое время спустя после прохождения техобслуживания. Для работы с нестандартными жалобами действует «Адвокат клиента» – сервис, позволяющий обращаться напрямую к заместителю директора по клиентоориентированности. Эти меры помогли холдингу привлечь в 2012 г. свыше 29 тыс. уникальных клиентов (+5,8% к 2011 г.). Число участников программы лояльности достигло почти 20 тыс. человек.
В 2013 г. холдинг в Украине продолжит фокусироваться на совершенствовании клиентских сервисов и развитии персонала. По ожиданиям, эти меры помогут на 3% увеличить продажи новых иномарок и на 17% – продажи автомобилей, бывших в эксплуатации.
Заключение «&». В Украине с 13 апреля начинают действовать дополнительные специальные пошлины на импортные автомобили самого популярного сегмента. Это со временем приведет к росту цен и заставит импортеров и дилеров пересмотреть свои оптимистичные прогнозы.
электронная коммерция
Викинги в сети
На украинский рынок выходит датская SmartGuy Group, один из лидеров продаж одежды и аксессуаров через интернет в странах Северной Европы. В планах датчан – за год выйти на уровень 600 заказов в день и на годовой оборот в 200 млн. грн. Для повышения узнаваемости бренда и привлечения потребителей будет проведена массированная рекламная кампания.
По словам Алекса Пинскера, директора по развитию SmartGuy Group, будут использоваться социальные сети, интернет и телевидение. Бюджет, выделенный на раскрутку проекта, пока не оглашают. «Все зависит от темпов прироста количества потребителей. При положительной динамике бюджет будет нелимитированный», – уточнил А. Пинскер.
Отчасти такое решение связано с двумя факторами. Во-первых, на запуск продаж в Украине компания потратила немного – лишь на разработку сайта и набор минимального штата сотрудников. Создание складов и логистических центров в стране не планируется – товар будет доставляться прямо из Дании.
Во-вторых, датчан воодушевляют первые показатели – с каждым днем растет трафик и увеличивается количество посетителей интернет-магазина.
Первоочередная задача SmartGuy Group – оптимизация доставки товаров покупателям. Пока логистика не отлажена, а в дальнейшем компания планирует наладить сотрудничество с «Новой почтой». Доставка товара для потребителей будет бесплатной.
Заключение «&». Увеличение объемов интернет-торговли и расширение ассортимента товаров, представленных в онлайн-магазинах, – уже устоявшаяся тенденция. Украинский рынок продаж через интернет остается привлекательным для игроков, поскольку до сих пор находится в стадии формирования. Особенно вне традиционных сегментов, к которым относится торговля компьютерной и фототехникой, телефонами, бытовой электроникой и аксессуарами.
сельское хозяйство
Подсолнечный оптимизм
Креатив Групп в 2012 г. увеличила чистый доход на 82%, до $685 млн. Столь существенный рост, по словам председателя правления Юрия Давыдова, стал возможным благодаря активной инвестиционной политике. В прошлом году в развитие инвестировано около $160 млн., были запущены новые производства по переработке семян подсолнечника, производству жиров и маргарина. «В 2012 г. мы увеличили объем переработки подсолнечника на 110%, а также производство жиров и маргаринов – на 24%. 68% выручки принесли продажи продукции на экспорт. В этом году планируем увеличить долю экспорта», – сообщил Ю. Давыдов.
Согласно планам, основной упор будет сделан на переработке семян подсолнечника. В 2013 г. намечено переработать их около 1 млн. т. Будет получено 450 тыс. т подсолнечного масла, 400 тыс. т из которых отправятся на экспорт. В конце прошлого года компания ввела в эксплуатацию новый маслоэкстракционный завод годовой мощностью 620 тыс. т, увеличив тем самым свои мощности по переработке подсолнечника в два раза – до 1,1 млн. т. Для сравнения: общие мощности по переработке семян подсолнечника в Украине, по данным ассоциации Укролiяпром, составляют 10 млн. т, а объем производства подсолнечного масла – 3,8 млн. т. Потребность внутреннего рынка в этой продукции – 600-700 тыс. т в год, остальное экспортируется. По мнению Ю. Давыдова, в Украине в 2013 г. будет переработано примерно 9,5 млн. т семян подсолнечника. При этом экспорт подсолнечного масла составит 3-3,3 млн. т.
Заключение «&». Учитывая, что потребность внутреннего рынка в подсолнечном масле значительно меньше объемов производства, а повышения цен на семена подсолнечника на внутреннем рынке не ожидается, подсолнечное масло и в этом году будет оставаться привлекательным товаром для экспорта.