Компании используют свои корпоративные сайты для осуществления коммуникаций как с заинтересованными сторонами их бизнеса, так и с потребителями.
В нынешнем году Украина во второй раз попала в веб-рейтинг шведской компании Hallvarsson & Halvarsson. Она ежегодно проводит исследование развития интернет-ресурсов в странах Европы, оценивая качество корпоративных сайтов. Пока Украина с показателем в 23,71 пункта находится в хвосте рейтинга, обходя в Европе лишь маленькую Латвию (23,56). Лидирующие места занимают Финляндия (62,43), Германия (58,29) и Швеция (54,67), а Россия с показателем 33,96 опережает страны восточноевропейского региона. По словам исследователя Hallvarsson & Halvarsson Робина Олениуса украинские компании все еще отстают в онлайн-коммуникациях. «Многие компании до сих пор не показывают ключевую информацию, требуемую европейским рынком капитала», – утверждает он.
Разностороннее массмедиа
Корпоративные сайты сегодня стали общепризнанными источниками информации о деятельности компании и считаются ключевым средством ее связи с миром. «Рынок онлайн-коммуникаций становится все более согласованным, и новые компании следуют установившимся нормам корпоративных связей для взаимодействия с большей аудиторией, имеющей интерес к бизнесу этих компаний», – говорит Маркус Эрикссон, глава H&H Webranking.
Публичный тип ведения бизнеса, соответствующий западным стандартам, заставляет все активнее вовлекаться в этот процесс. Инициаторами развития веб-коммуникаций становятся различные стейкхолдеры, среди которых владельцы акций или обязательств компании, общественные организации по исследованию социальной корпоративной ответственности и влияния на окружающую среду. Субъектами коммуникационного процесса также выступают различные отраслевые эксперты, журналисты и в некоторой мере клиенты компании.
Растущее влияние этих групп аудиторий на бизнес привело к созданию правил взаимодействия. Несколько лет назад была создана Всемирная инициатива по отчетности (Global report initiative, GRI), организация, призванная унифицировать стандарты внешних корпоративных коммуникаций. В 2006 г. ею был опубликован свод правил и стандартов отчетности по устойчивости бизнеса G3. Более 1,5 тыс. компаний уже заявили о принятии этих правил.
В консалтинговой компании Jungle Rating, специализирующейся на исследовании интернет-коммуникаций, считают, что качество корпоративного портала определяется такими свойствами, как доступность информации, интерактивность, использование мультимедийных инструментов и персонализация. Корпоративный сайт должен содержать информацию о профиле и продуктах компании, ее отчетности, по крайней мере за последний год, происходящих в событиях и ее истории. Помимо этого, следует освещать вклад компании в общественность, окружающую среду и экономику. Наконец пользователь сайта должен иметь доступ к информации о ее стратегии и видении топ-менеджментом дальнейших перспектив.
По мнению исследователей, подход компаний к организации веб-коммуникаций меняется. Если еще недавно корпоративные сайты можно было сравнить с информационной доской, то сейчас фирмы через них начинают налаживать связи со своими аудиториями. Причем подход к данному вопросу становится систематичным, а не ситуационным, как ранее. В частности, на своих интернет-страничках предприятия начали обсуждать наиболее резонансные вопросы. Так, BP поднимает вопрос о загрязнении окружающей среды и поиске альтернативных источников энергии, а Barclays пытается обосновать предполагаемое слияние с ABN AMRO. С каждым днем компании все смелее экспериментируют с графической информацией (анимированная история компании Microsoft, схема производства и упаковки продукции для Wal-Mart) и новыми технологиями для доставки и персонализации информации. Компании начинают использовать возможности Web 2.0 – общаться со своей аудиторией посредством чатов, блогов, онлайн-опросов и проч.
В Украине такие стандарты коммуникации с аудиторией начинают перенимать крупные и, как правило, публичные компании. Первые нуждаются в социальном признании и пытаются преподнести себя в хорошем свете перед общественностью, а вторые на своей практике осознают прямое соотношение между открытостью и своим благосостоянием. Кроме того, публичные компании и их сайты должны соответствовать многочисленным требованиям, предъявляемым рынками капитала.
Хронический неохват аудитории
Если развитие веб-коммуникаций украинских компаний со стейкхолдерами, прессой и экспертами стимулируется западными стандартами, то коммуникация с потребителем находится на зачаточной стадии. Значительных результатов по работе с потребителем в Сети добились лишь компании, предоставляющие информационные услуги, тогда как, например, финансовые компании и ритейлеры пока не очень заинтересованы в освоении Интернета. Так, среди сотни наиболее популярных веб-ресурсов в нашей стране, по данным Alexa.com, нет ни одной компании потребительского рынка.
В рейтингах западных стран представлены крупнейшие банки, торговые сети, не говоря уже о телекоммуникационных и IT-компаниях. Веб-пользователи в США уже привыкли оплачивать счета через Интернет, заказывать продукты или бронировать билеты в кино. В Украине подобные услуги пока не пользуются широким спросом. Впрочем, объяснить это несложно: индикатором развития интернет-рынка в стране выступает объем рекламы в Сети. Пока доходы от нее, по разным оценкам, в тысячу раз меньше, чем в США, бурного развития данного рынка ждать не приходится.
Имиджелогия в Сети Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ: В целом, мы считаем, что корпоративный сайт – это обязательный и очень эффективный инструмент для управления корпоративной репутацией. По мнению наших западных коллег, из существующих источников информации на текущий момент наибольшим доверием (более 30%) пользуются уважаемые сайты и печатные СМИ, 24% – потребительские блоги, 23% – сайты компаний. Наши внутренние исследования подтвердили справедливость этих выводов и для Украины. С каждым днем Интернет становится все более эффективным инструментом коммуникаций.
– В прошлом году мы запустили новый интернет-ресурс – сайт группы СКМ, коренным образом отличающийся от предыдущей версии. Различия не только в дизайне, но и в информационном охвате: если прежний сайт являлся интернет-страницей исключительно СКМ (управляющей компании группы), то новый предоставляет пользователю информацию обо всей группе. Посетители электронной страницы имеют возможность ознакомиться с планами нашего развития и проектами в сфере корпоративной социальной ответственности, благотворительности. Также сайт является полезным источником информации для СМИ, так как на нем размещены факт-листы основных активов группы, визуальные материалы, контакты пресс-служб отраслевых подразделений и отдельных активов.
Фарватер компании Алина Сигда, начальник отдела PR компании «Воля»: |
Универсальный рупор Владимир Косенков, и. о. директора по корпоративным связям ОАО «САН ИнБев Украина»: |
Игра на публику Дмитрий Васильев, директор по корпоративным коммуникациям компании «XXI Век»: |
С пользой для абонента Максим Параска, менеджер по интернет-проектам компании «МТС-Украина»: |