Семь ведущих художников Украины создали работы, которые представлены в одном месте и демонстрируют их нынешние возможности.
Весной текущего года столичная галерея «Коллекция» предложила ведущим украинским художникам создать по одной картине, которая характеризовала бы их сегодняшнее творчество. В итоге должна была получиться своего рода фотография украинского искусства, датированная серединой 2008 г. Проекту дали название «Идеальный возраст». 10 июля он был представлен как оригинальный способ отпраздновать Bloomsday – всемирный фестиваль ценителей творчества Джеймса Джойса. В подготовке также приняли участие куратор ПинчукАртЦентра Александр Соловьев и три известные московские галереи – «Айдан», XL и галерея Марата и Юлии Гельманов.
Серьезное настроение организаторов передалось художникам. В результате обоюдной ответственности и своеобразного соперничества между ними получилась очень мощная выставка, которую можно назвать мини-хрестоматией современной украинской живописи. Олег Байшев, творческий директор галереи «Коллекция», не скрывает своей радости по поводу результата. «&» попросил его рассказать о том, что показали украинские участники проекта.
Александр Ройтбурд назвал свою картину «Бар в Фоли-Бержер» в честь знаменитого полотна Мане. Она его очень хорошо характеризует: мощный, уверенный в себе Ройтбурд, который умеет все. Сейчас это художник со своей ярко выраженной концепцией и фантастическим мастерством. Основа его творчества – не идеология, а чистая живопись. Он удивительный колорист! Посмотрите хотя бы на цветовое сочетание фона и платьев. Ройтбурд изображает на полотне набор предметов, глубинная связь между которыми ясна только для него. Зритель ощущает ее скорее подсознательно.
Арсен Савадов. Его программная работа, представленная на выставке, еще не закончена. Но у меня нет сомнений: когда он ее доделает, это будет музейная картина. Савадов один из создателей новой украинской волны, которая появилась в начале 1980-х. Сам он называет себя дадаистом. Фантастический мастер! Он точно знает, почему у него здесь синий, оранжевый, зеленый. И когда ты видишь, какое получается сочетание цветов, то говоришь себе: «Так мог сделать только Савадов!». Он всегда находит способ активизировать эмоции зрителя.
Олег Тистол. Его работа – свидетельство того, что художник закончил свою серию с пальмами («Ю.Б.К.»). На картине «Нижняя Ореанда» – его школьный друг, священник Николай Доненко. Олег собирается сделать несколько циклов работ, связанных с церковной тематикой. Он говорит, что эта тема для него важна именно в том возрасте, в котором он сейчас. Тистол, всегда сохраняя свой внутренний узнаваемый стержень, в последние годы развивается в сторону большей живописности.
Николай Маценко свой геральдический цикл называет «графикой средствами живописи». Очень удачно, что его работа попала на эту выставку. Она делает экспозицию разнообразнее, потому что выполнена в совершенно другом стиле.
Илья Чичкан объявил себя художником-фотореалистом и в подтверждение сделал автопортрет по своей фотографии. Это первый автопортрет, который он нарисовал. Такое вот подведение жизненных итогов.
Максим Мамсиков сейчас увлекся наивом. Ему очень нравится Приймаченко, Руссо, Пиросмани. Мне кажется, на работе «Морской бой» Мамсиков очень многому научился. Эту картину он переделывал семь или восемь раз. Удачный ход был найден буквально в последний момент. Вот почему она всем нравится. Картина действительно безумно красива. Это вкус, мастерство, сочетание цветов.
Александр Гнилицкий – великолепный украинский живописец. «Ступени» – необычная для него работа, которая открывает новый этап в его жизни. Я думаю, что эта картина максимально воплощает идею и дух фестиваля.