Глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни полагает, что мировые авиакомпании могут в текущем году получить убытки на сумму более $6,1 млрд, в частности, из-за повышения стоимости нефти, сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на The Wall Street Journal. По его словам, Азия, в особенности Китая и Индия, сейчас уже начинают чувствовать воздействие от спада в мире.
Ухудшение ситуации в мировой экономике, вызванное кризисом на глобальных финансовых рынках и рекордными ценами на нефть, уже заставило отраслевых аналитиков прогнозировать сильное падение в авиаиндустрии. «Мы видим все больше ситуаций с коллапсом авиакомпаний» на фоне повышения цен на топливо и снижения выручки, заявил г-н Бизиньяни. «Мы – слабая отрасль в кризисе», – добавил он.
Напомним, что членами IATA являются около 230 авиакомпаний, в общей сложности обеспечивающих 93% авиаперевозок в мире. В январе-июле этого года ассоциация вывела из своего состава 26 компаний, что превзошло количество авиаперевозчиков, исключенных сразу после сентябрьских терактов в 2001 году. Кроме того, IATA рассматривает возможность вывода еще около дюжины авиакомпаний, сообщил Джованни Бизиньяни, не уточнив их названий.
По его словам, кризис затрагивает сейчас уже не только отдельные территории, теперь все регионы чувствуют давление. В Азии, которая раньше была «светлым пятном» на отраслевой карте, в настоящее время бизнес также начинает ослабевать из-за повышения топливных расходов. «В Китае мы привыкли видеть двухзначные показатели роста на внутренних рейсах – в этом году будут однозначные», – полагает глава IATA.
Общий объем пассажирских перевозок трех крупнейших китайских авиакомпаний – China Southern Airlines, Air China и China Eastern Airlines – в первом полугодии увеличился всего на 2,6% по сравнению с взлетом на 15% в январе-июне прошлого года. Каждое повышение стоимости барреля нефти на $1 ведет к увеличению расходов в авиаотрасли на $1,6 млрд, заявил г-н Бизиньяни.
Однако, отметил он, кризис может подхлестнуть так необходимую отрасли реконструкцию. Новый виток консолидации в авиаиндустрии вероятен, и правительства играют важную роль в снятии барьеров, которые мешают росту числа сделок, полагает глава IATA. «Кризис положительно повлияет на правительства, которые поймут, что нам необходима свобода для ведения бизнеса», – заявил Дж.Бизиньяни.