Культовое пробуждение души

«Асса» – фильм, изменивший сознание целого поколения, в чем и заключается его культурный феномен.


Как рождаются и умирают культы? Существует ли «формула культовости»? Что такое культ в урбанистической культуре? Как стать адептом того или иного стрит-культа? Такими вопросами задавался Борис Барабанов, журналист и продюсер, решив написать книгу о культурном феномене фильма «Асса» Сергея Соловьева. «Книгу перемен», состоящую из монологов Соловьева, Гребенщикова, Африки и других создателей фильма, не мог бы написать просто киновед. Бывший украинский диджей, ведущий одесского «Просто ради.О» так разложил по полочкам мотивацию того, что у него получилось.


«Асса» для предпостсоветского поколения – не столько кино, сколько учебник музыки, бунта, свободы и жизни. В самом начале октября 1987 г. в расписании движения самолетов «Аэрофлота» произошел сбой. Ушлые администраторы киногруппы режиссера Сергея Соловьева попросили авиаторов подождать минут 20. Этим рейсом планировалось доставить на кинофестиваль «Одесская альтернатива» первую копию нового художественного фильма, которому за первые восемь месяцев проката предстояло собрать 25 млн. зрителей. Я посмотрел эту картину, когда мне было 14 лет. Если бы не она, моя жизнь и многих моих сверстников была бы другой…


Я обзавелся бродяжьей сумкой из кожзаменителя с надписью «Асса». Когда она износилась, надпись была вырезана и нашита на аналогичный аксессуар из джинсовой ткани. Словом «Асса» наравне со словом «Кино» были украшены обложки школьных тетрадей. В какой-то момент в ухе появилась клипса. Фильм спровоцировал фанатизм. Какому-то количеству людей крышу снесло безвозвратно. Фактически фильм стал трамплином для музыкантов и художников, имевших к нему отношение. Машина советского государственного кинопроката была включена на полную мощность, чтобы продвинуть в самые отдаленные уголки страны ленту, которая совершенно не была советской ни по содержанию, ни по языку. История «Ассы» опровергает все постулаты сегодняшней развлекательно-пропагандистской индустрии. Смотрите-ка: никому не известные люди с сомнительными песнями, хулиганистые художники, сбивающие с толку повороты сюжета, теснящиеся смысловые слои – и все это продано гигантскому количеству зрителей. Продано государством-монополистом, причем весьма успешно.


Читать смыслы, заложенные в «Ассе», можно до бесконечности. Хотите – можете считать ее «энциклопедией советской жизни». Несмотря на всю фантасмагоричность заснеженной Ялты, там есть все атрибуты совка: Брежнев, советские рубли, столовки-стояки, менты, урки, цеховики и простой народ, олицетворяемый гопником, избившим Бананана в участке. А хотите – смотрите «Ассу» как русский вариант антониониевского Blow Up. Пожалуй, более удачного аналога не найти во всей истории мирового кино. Превосходство фильма в том, что он и сейчас не смотрится как ретро.







Что такое культурный феномен


Философское освоение культурных феноменов – придание им определенного целостного смысла – предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы. При этом под феноменами подразумеваются те устойчивые инварианты, с помощью которых осуществляется культурная преемственность и традиция, без поддержания которой существование культуры представляется невозможным. В этом ряду важным является сохранение наиболее значимых культурных инвариантов – непереходящих универсальных моментов «старого».
Преемственность в культуре осуществляется посредством памяти. Для того чтобы стать феноменом культуры, любое событие должно быть «записано», то есть стать элементом текста. Категориальный анализ культуры, где категории рассматриваются в качестве знаково-символического каркаса, позволяет постигнуть то, что Освальд Шпенглер, крупнейший культуролог ХХ в., охарактеризовал как «пробуждение души, ибо все определяется выбором символа в тот момент, когда душа культуры пробуждается в своей стране к самосознанию». Символ – это фундамент, на котором покоится культура, поэтому задача философии культуры как разновидности рефлексии – постичь свое символическое бытие.

Залишити відповідь