Весь покрытый зеленью, абсолютно весь

Не «островом невезенья», а объектом внимания зарубежных инвесторов часто становятся украинские компании, называющие себя экологически ответственными.


Наше будущее зависит только от нас», «мы уважаем мир, в котором живем», «все хотят, чтобы их дети ели здоровую пищу и дышали свежим воздухом». Приблизительно в таких формулировках говорит украинский бизнес об экологической ответственности.


Речь, однако, идет не только о будущем Земли, на которой мы живем, но также и о будущем брендов компаний. А в этом деле активное «за» экологическую ответственность или молчаливое откладывание процесса «на потом» могут сыграть далеко не последнюю роль, тем более в условиях выхода отечественного бизнеса на международную арену. Для компаний, понимающих все последствия своих действий в направлении экологической ответственности, такие проекты – вынужденная и обязательная мера. «Все более важным становится поддержание положительной репутации. К компаниям, выходящим на международную арену, приковано внимание массмедиа и общественности, а решения финансовых структур (банков, фондовых бирж) чувствительны к любым изменениям стратегии, – делится своей точкой зрения Владимир Митин, глава представительства Actavis в Украине. – Для понимающего проблему менеджмента такая забота становится искренней потребностью, которая решает комплекс задач: от возможности влиять на мнение общественности до сплочения коллектива с помощью гуманной идеи».


Воздействие по всем направлениям
Пока что забота об окружающей среде в Украине в основном стимулируется представительствами западных компаний. В исполнении же локальных игроков рынка подобные проекты зачастую воспринимаются как очередной повод напомнить о себе в СМИ.


Правильность или неправильность такого рода проектов – вопрос спорный. Однозначен только высокий риск получить противоположную реакцию общественности и инвесторов на «псевдозеленые» проекты, то есть те, которые либо не решают заявленные компанией проблемы, либо результат их несоизмерим с нанесенным экологии ущербом. К тому же, какая имиджевая выгода от того, что постепенно и в нашей стране становится обязательным для всех компаний? Бонус, получаемый украинским экологически ответственным бизнесом, в другом. Так, соответствие мировым нормам экологической ответственности отечественных компанияй постепенно превращается в дополнительный аргумент для привлечения иностранных инвестиций. «В настоящее время экологическая ответственность – это уже не лучшая практика, а жизненная необходимость, обусловленная ужесточением экологического законодательства в стране, выходом компаний на международные финансовые рынки, где экологические вопросы напрямую связаны с финансовыми показателями компании, получением кредитов у международных финансовых организаций, требующих подтверждения, что компания соответствует применимым экологическим нормам», – комментирует ситуацию Татьяна Гринберг, руководитель группы «Эрнст энд Янг» по предоставлению услуг в области окружающей среды и устойчивого развития бизнеса.


К пониманию этого приходят и многие украинские крупные компании. «Преимущества экологической ответственности нельзя напрямую конвертировать в финансовую прибыль. Это, скорее, один из способов наладить открытый диалог со всеми заинтересованными сторонами, особенно с обществом. Социальная ответственность вообще и экологическая в частности дает возможность повысить деловую репутацию бизнеса, увеличить капитализацию компании, установить сбалансированные и эффективные отношения со всеми сторонами. Можно сказать, что в этом случае компания работает на перспективу, укрепляя позитивный имидж и лидерские позиции в отрасли», – выражает точку зрения компании «Оболонь» Максим Кушнир, руководитель отдела по связям с общественностью.


Экологическая ответственность – рычаг влияния на образ бизнеса не только в глазах общественности, партнеров и инвесторов, но также и сотрудников компаний. Владимир Митин: «Экологические и социальные проекты способствуют переводу информации о компании и ее продуктах в эмоциональную оценку. Сформированный имидж воздействует на подсознание аудитории, вызывает определенные эмоции. Такими проектами мы улучшаем свою деловую репутацию и создаем платформу для будущих возможностей – усиление лояльности потребителей к производителю. Сочетая природно-необходимое с полезным для бизнеса, то есть реализуя «зеленые» и социальные проекты, компании смотрят на шаг вперед и корректируют общественное мнение в выгодном для себя направлении».


На своем поле
Производитель сигарет не будет заниматься вопросами утилизации использованных пластиковых бутылок из-под пива. Брать на себя ответственность за экологию каждая из компаний предпочитает в той сфере, к которой непосредственно имеет отношение.


Если вернуться к вопросу ПЭТ-упаковки, которая на сегодняшний день пользуется такой популярностью и у производителей напитков, и у потребителей, то мало кто знает о том, что период ее распада занимает около 150 лет. Утилизация подобной тары – глобальная проблема. Несколько раз за нее пытались браться и в Украине. Попытки «сверху» свелись к банальному сбору денег с производителей «за утилизацию». В настоящее время несколько частных специализированных компаний реализуют проекты по раздельному сбору отходов. Так реализовать крупный проект планирует украинско-германское СП «Раймондис Запорожье». В 2009 г. компания рассчитывает, что начнет работу ее новый мусоросортировочный завод. Проект предполагает не только сортировку мусора, но и его переработку.


Свою лепту решила внести и «Оболонь». Компания, сотрудничая в рамках этой экологической инициативы с предприятием «Рада», установила в нескольких районах Киева контейнеры для сбора пластиковых бутылок. Для большей эффективности она инициировала разъяснительную работу среди населения о целях и результатах сбора такой тары. Продолжая брать на себя ответственность на своем поле, «Оболонь» также одна из первых в стране начала переработку пивной дробины (отходов пивоварения) для нужд сельского хозяйства. Ее установка по производству сухих гранул способна перерабатывать до 700 т сырой дробины в сутки.


Сферы энергосбережения и переработки отходов производства как вид экологической ответственности становятся полем деятельности для самых крупных компаний. Так производитель табачной продукции «Бритиш Американ Тобакко Украина» стал более активно внедрять подобные технологии на своих фабриках. Виталий Федьчук, менеджер по вопросам корпоративной репутации и коммуникаций: «Во время последней реконструкции Прилуцкой табачной фабрики (2003-2006 гг.) компания ввела в эксплуатацию новый энергетический центр. В результате потребление природного газа сократилось на 22%, электроэнергии – на 5%. В целом фабрика сэкономила 37% энергоресурсов. Уменьшение использования энергии дает возможность сократить выбросы в атмосферу и загрязнение окружающей среды». Кроме того, производитель заботится о переработке и вторичном использовании своих технологических отходов. В частности, более 80% бумаги, пластмассы, упаковочных материалов, табачной пыли и прочего перерабатывается сейчас на фабрике.


Переработкой отходов вредного производства также намерен заняться «Индустриальный Союз Донбасса». Предприятие недавно привлекло кредит в размере $40 млн. у международной финансовой компании «Северный инвестиционный банк». Потратить полученные средства планируется на строительство третьей газовой турбины на когенерационной установке Алчевского металлургического комбината. Не вдаваясь в подробности функционирования данной установки, стоит отметить, что после ее монтажа предприятие сможет полностью обеспечивать себя электроэнергией. Производиться она будет из газообразных отходов металлургического производства, что, в свою очередь, сократит выбросы углекислого газа предприятием на 3,5 млн. т в год.


Определиться, за что именно нести экологическую ответственность, несколько проще предприятиям, работа которых изначально наносит вред окружающей среде, чем тем, деятельность которых находится в относительно «нейтральной зоне». К примеру, операторам кондитерской отрасли, которая не является лидером в рейтинге наиболее загрязняющих среду производств, остается в основном следить за соблюдением на своих предприятиях экологических стандартов. «Нам не приходится идти на большие жертвы, минимизируя негативное влияние на окружающую среду – у нас современное оборудование, соответствующее европейским нормам. Мы самостоятельно внедряем энергосберегающие технологии, которые одновременно являются и более «чистыми». К примеру, на крупнейшей фабрике АВК, в Днепропетровске, мы недавно запустили современную котельную. Это позволило полностью перевести предприятие на самостоятельное энергообеспечение, значительно сократив потребление энергоресурсов и уменьшив техногенное влияние на окружающую среду», – рассказывает Олег Гряжа, директор по производству и инновациям АВК.


Энергосбережение и производство безопасной продукции является главной зоной ответственности и других отечественных компаний. Аскольд Львов, руководитель службы по связям с общественностью ТПК: «Наш подход к экологической ответственности бизнеса однозначен и прост: мы не производим продукцию, представляющую опасность для жизни людей. В основном сфокусированы на двух вещах: современное оборудование и энергосберегающие технологии. Почему? Потому что это выгодно для нас и наших клиентов».







Что является наиболее сложным для компании в процессе внедрения экологической ответственности?


Владимир Митин, глава представительства Actavis в Украине:
– Сложность состоит в том, что сознательно хочется сделать и помочь многим, но есть определенные внутренние правила отбора проектов и географические приоритеты по реализации, связанные с расположением заводов компании. Мы стараемся учитывать местные потребности и глобальные возможности Actavis, чтобы осуществить яркие и действительно необходимые проекты.


 


Игорь Аксютов, коммерческий директор «Зорг Украина»:
– Самое сложное – это инерция мышления. Законы для поддержки есть, технические решения и финансирование тоже. Экологические проекты самоокупаются. Инерцию мышления можно быстро преодолеть широкой пропагандой: информированием общественности о самих идеях экологии, энергосбережения, альтернативного топлива.


 


Наталья Мартыненко, коммерческий директор British Airways в Украине:
– Если говорить глобально, то одна из самых сложных задач – это сохранение баланса между потребностями развития бизнеса и необходимостью улучшить последствия нашего влияния на окружающую среду. Ведь только в Великобритании ежегодный вклад авиации в экономику составляет 14 млрд. фунтов стерлингов (около $28 млрд.) и создает дополнительные 675 тыс. рабочих мест. Я думаю, это постоянная дилемма, которая возникает перед социально ответственным бизнесом.



Максим Кушнир, руководитель отдела по связям с общественностью «Оболонь»:
– Одним из препятствий в реализации экологических программ является недостаточно развитая культура населения в этой сфере. Очень часто люди не осознают важности «зеленых» программ, поэтому их трудно мобилизовать на поддержку той или иной инициативы. Кроме того, в ходе реализации экологических проектов хотелось бы ощущать поддержку со стороны государства. Это позволило бы не только избежать многих трудностей, но и в несколько раз увеличить эффект от экологических программ, которые могли бы выйти на общенациональный уровень.


Ольга Ильюхина, и. о. директора по маркетингу «Allianz Украина»:
– Поскольку Allianz не является производственной компанией, то прямо влиять на уменьшение вредных выбросов в атмосферу мы не можем. Мы – поставщики финансовых услуг, поэтому можем участвовать в решении экологических проблем, оказывая информационную, консультационную поддержку, увеличивая синергию за счет организации наиболее эффективного взаимодействия своих клиентов и партнеров. Наша компания неравнодушна к проблемам глобального уровня. Но самым сложным в реализации проектов, связанных с экологической ответственностью, является выбор основных направлений, так как количество проблем глобального характера постоянно увеличивается. Поэтому следует определить, в каких вопросах Allianz может использовать свои знания и опыт наиболее эффективно.







Взгляд на системность изнутри


Как можно измерить ответственность? Тем более экологическую. Несмотря на то что параметр этот очень относителен, компании, бизнес которых построен на чужой ответственности, могут дать свою, внутреннюю оценку ситуации. В «Зорг Украина», специализация которой – продажа биогазовых установок, считают, что есть критерий измерения экологической ответственности.


Аксютов Игорь, коммерческий директор «Зорг Украина»:
– Экологическая ответственность для нашей компании измеряется цифрами. Чем больше заказанных установок, тем выше экологическая ответственность наших заказчиков. Судить об отношении к ответственности мы можем также по своим клиентам. Раньше отношение описывалось формулой PESTLE. Она расшифровывается так: Politics-Economics-Social-Technology-Laws-Ecology (Политика-Экономика-Люди-Технологии-Законы-Экология). В этой формуле в порядке убывания значимости расставлены факторы, влияющие на бизнес. При прочих равных условиях раньше бизнес в первую очередь вкладывал в завоевание рынка, рекламу (Economics) или производство (Technology), нежели в экологию. Теперь оказалось, что эти факторы системны и не работают по отдельности. Наблюдается взаимозависимость, действуют обратные связи. Например, внедряется экологический проект «биогазовая установка». Вроде бы решается экологическая проблема, а на самом деле биогазовая установка заменяет теплоэлектростанцию, резервные дизельгенераторы, то есть влияет позитивно на технологию. Проект улучшает имидж предприятия, а оно, в свою очередь, выделяется среди конкурентов. Клиенты начинают предпочитать экологическую продукцию, а значит, в выигрыше и экономика».

Залишити відповідь