Психоаналитики знают, почему мы получаем удовольствие от кино. Какую пользу можно из этого извлечь?
Благодаря Голливуду, посещение кино уже давно не кажется нам интеллектуальным времяпрепровождением. Умственные затраты зрителя сводятся к узнаванию звезды в очередном гриме. Большего и не надо. Все остальное сделают ребята из команды режиссера, которые занимаются спецэффектами и компьютерной графикой. Но как бы ни были правдоподобны полеты Бэтмена, все же самые потрясающие спецэффекты случаются в области интеллекта. Чтобы появилась возможность для их воспроизведения, разум, подобно хорошему кинозалу, нуждается в оборудовании своей «аппаратурой». К сожалению, традиционная кинокритика мало чем может «оснастить» зрителя – обычно она слишком занята собой и внутрикультурными процессами. Однако с 1960-х кинематографом серьезно заинтересовался психоанализ. Кроме прочего, к числу достижений психоаналитической кинокритики следует отнести внятное объяснение процессов, происходящих с человеком в кинотеатре. Эта информация может оказаться весьма полезной любому кинолюбителю – если вы хорошо осведомлены о том, что с вами происходит, то можете влиять на качество процесса.
Когда в 1960 г. на экраны США вышел знаменитый триллер «Psycho», его режиссер Альфред Хичкок требовал от владельцев кинотеатров никого не впускать после того, как погаснет свет и начнется сеанс. Он отлично понимал: ничто не должно отвлекать публику от погружения в атмосферу фильма. Человек, который готовится ко сну, тоже выключает свет и закрывает двери.
Аналогия между сном и киносеансом – ключевой момент в психоаналитическом понимании кино. Кино и сон – очень похожие друг на друга процессы.
Психоаналитики считают, что границу между бессознательным и сознательным охраняет цензура. Ее цель – не пускать в реальную жизнь запрещенные обществом мысли и желания. Во сне цензура ослабляет свой контроль, бессознательное обманывает дремлющего стража. Так появляются сновидения, от которых мы испытываем удовлетворение и легкое чувство вины.
«В кинотеатре мы подключаемся к агрессивным, эротическим и другим событиям, которые разворачиваются на экране, – рассказывает ректор киевского Международного института глубинной психологии (МИГП), психоаналитик Светлана Уварова. – Вместе с героем фильма человек разряжает энергию своих неудовлетворенных желаний и снижает накопленное напряжение. Подобно сну, кино – это возможность осуществления желаний непрямым, символическим путем».
Исполнение желаний в кино происходит благодаря механизму, который психоаналитики называют идентификацией. Еще в 1970-х было обнаружено, что кинозритель отождествляет себя с камерой и взглядом героя. Идентифицируясь со взглядом персонажа, мужчина-зритель получает доступ к обладанию героиней – так считала известный теоретик феминизма Лаура Малви.
Идентификация происходит бессознательно, для нее достаточно незначительной детали: имени, голоса, жеста. Часто вы можете этого не замечать, но она происходит. «Если бы этого не было, люди не плакали бы и не смеялись в кинотеатрах», – говорит Светлана Уварова. В психоаналитическом институте, который она возглавляет, оборудован кинозал на 400 мест. Ежемесячно здесь проходят показы и обсуждения фильмов в рамках открытого исследовательского проекта «Психоанализ и кино». «На экране показывают один и тот же фильм, но каждый из нас смотрит свое кино, – говорит Виктория Данелян, куратор данного проекта. – При этом артхауз обычно затрагивает более глубинные, сложные, психологические процессы. Этим он отличается от массового кино».
Пожалуй, для тех, кто хочет получить гарантированное удовольствие от похода в кинотеатр, артхаузный фильм представляет серьезный риск, ведь нишевое кино рассчитано на нишевого зрителя. Однако в целом авторский кинематограф предлагает зрителю большее разнообразие ситуаций для идентификации. Нетривиальные переживания испокон веков способствовали самопознанию. Это вполне разумная причина для того, чтобы смотреть артхаузное кино чаще.