Слияния
TNS держит оборону
Немецкая GfK Group отказывается от объединения со своим британским конкурентом Taylor Nelson Sofres (TNS). Пятая и третья по величине исследовательские компании мира в июне договорились о «слиянии равных». После объявления о сделке с конкурирующим предложением выступил номер два рынка маркетинговых исследований – британский рекламно-коммуникационный холдинг WPP. Предложения руководству TNS, сделанные WPP, были отклонены. В августе WPP начал враждебное поглощение TNS, обратившись напрямую к его акционерам и предложив им по 264,2 пенса за каждую ценную бумагу. Вся компания была оценена в 1,08 млрд. фунтов стерлингов. В ответ GfK решила сделать TNS новое предложение с учетом премии за акции британской компании. Но в конце августа она признала, что не смогла достичь соглашения с инвесторами, которое удовлетворило бы все стороны. Причиной тому послужил провал переговоров с инвестфондом Apax, который должен был помочь с финансированием сделки: он настаивал на контроле над объединенной компанией, что не устраивало исследователей. После этого немцы решили вообще оставить эту затею, сообщив, что отныне будут укреплять свои позиции, совершая приобретения на развивающихся рынках и в перспективных направлениях.
Сразу после этого известия акционеры TNS отклонили предложение со стороны WPP. Их главный аргумент: 1,08 млрд. фунтов стерлингов – слишком низкая цена за компанию, акции которой за последние месяцы подорожали на 57%, а выручка за полгода увеличилась на 5,1% – до $1,13 млрд. Правда, при этом руководство TNS намекнуло, что готово сесть за стол переговоров, если размер оферты поднимется до 325 пенсов за акцию. Хотя для TNS партнерство с GfK всегда было предпочтительнее, в итоге TNS, как прогнозируют эксперты, таки придется стать частью WPP, чтобы достойно конкурировать с лидером мирового рынка – американской компанией Nielsen.
Реорганизация
ConocoPhillips сбрасывает активы
ConocoPhillips окончательно выхолодит из автозаправочного бизнеса. Третья по величине нефтегазовая компания продает оставшиеся 600 АЗС своему партнеру PetroSun West. Стоимость сделки – $800 млн.
В настоящее время ConocoPhillips принадлежит одна из крупнейших сетей заправок в Америке, работающей под брендами Conoco, Phillips 66 и Phillips 76. Станции расположены в десяти штатах, а их ежегодные продажи превышают 1 млрд. галлонов бензина. Но в последнее время позиции компании стали ухудшаться, что особенно сказалось на рынке розничной торговли топливом. Решение выйти из этого бизнеса объясняют падением спроса на бензин, которое обещает стать особенно заметным к 2010 г. По данным министерства транспорта США, только в июне местные водители проехали на 20 млрд. км меньше, чем за аналогичный период минувшего года. Другим фактором стало увлечение биотопливом и переход на альтернативные источники энергии, что является частью государственной программы по снижению зависимости от импорта нефти. Все это убедило менеджмент компании окончательно избавиться от АЗС, которые начали распродаваться еще в 2003 г. Вырученные средства пойдут на освоение новых месторождений, что позволит нарастить оптовые поставки бензина.
Покупатель не собирается повторять ошибок ConocoPhillips. PetroSun West планирует реформировать приобретенные станции по европейскому образцу, когда доход получается не только от продажи бензина, но и от сопутствующих услуг – магазинов, моек, придорожных кафе и прачечных.
Проблема низкой рентабельности сетей АЗС характерна для большинства американских нефтяных компаний. Даже лидер мирового топливного рынка ExxonMobil в июне объявил об отказе от своей розничной сети и продает 820 АЗС и землю под еще 1400 заправками, работающими по франшизе. Подобные планы озвучивались и другими владельцами автозаправочных сетей в США – Chevron и BP. Даже «Лукойл», который еще в 2004 г. приобрел у своего акционера ConocoPhillips сеть из 795 заправок, в нынешнем году решил продать 162 из них за $138 млн. неизвестному инвестору. Россияне пояснили, что так «делают все нефтяные гиганты, работающие в Америке», где розничный рынок весьма волатилен и малоинтересен.
Автопром
«Японский тигр» не доедет до победного финиша
Toyota Motor отказалась от планов стать глобальным лидером по ежегодным продажам автомобилей к 2009 г. До конца декабря японцы намерены реализовать 9,7 млн. машин вместо 10,4 млн. запланированных ранее. В итоге номером один в мире уже в 78-й раз останется американский концерн GM, который, впрочем, испытывает еще более серьезные проблемы с продажами.
Причиной пересмотра планов японской компании называется рост цен на моторное топливо во всех странах мира, а также сокращение сбыта в США под влиянием проблем с американской кредитной системой. Между тем именно на этот рынок приходится более трети оборота и операционной прибыли Toyota. В качестве компенсации корпорация намерена увеличивать объем продаж в развивающихся странах – Китае, России и на Ближнем Востоке. Она планирует также перенести центр тяжести в своих планах на выпуск компактных авто и машин с гибридными бензиново-электрическими двигателями.
Считалось, что именно в этом году японцам таки удастся согнать GM с Олимпа. По итогам 2007 г. им для этого не хватило всего 3 тыс. авто. Тогда американский автоконцерн реализовал 9,369 млн. автомобилей и грузовиков, в то время как «японский тигр» – 9,366 млн. единиц. Впрочем, несмотря на первенство GM в абсолютных показателях, Toyota лидировала по темпам роста продаж: в минувшем году они составили 6% по сравнению с 3% у GM.
Финансовые падения
На тонкой грани
Банкротства финансовых институтов в США могут принять массовый характер. От этого у Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC) могут возникнуть проблемы с выплатами их вкладчикам. С начала года уже обанкротились девять банков, включая один из крупнейших финансовых институтов IndyMac. Количество проблемных банков в США к концу июня выросло до 117 против 90 на конец мая. Эксперты полагают, что на самом деле все куда серьезнее, просто FDIC старается не расширять черный список во избежание паники. Уже сейчас он – самый длинный за последние пять лет, в основном из-за невозвратов клиентами ипотечных займов. Только за II квартал банки были вынуждены списать $50,2 млрд., что вчетверо больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Их прибыльность во II квартале упала на 86% – до уровня 1991 г. При этом к финансовым институтам повышаются требования по резервированию, им хронически не хватает средств.
В июне в страховом фонде FDIC было $45,2 млрд. – 1,01% от всех застрахованных депозитов. Поэтому вполне вероятно, что корпорации придется обратиться в министерство финансов за кредитами. Последний раз это случалось в начале 1990-х, когда после кризиса ссудо-сберегательных касс обанкротились тысячи финансовых институтов. Более того, уже осенью FDIC представит план, согласно которому сильнейшие банки должны будут сделать дополнительные отчисления корпорации. Это, в свою очередь, еще сильнее обременит банковский сектор.
Исследования
Телефоны подождут
Продажи мобильных телефонов в мире замедляются. Согласно подсчетам Gartner, во II квартале 2008 г. они выросли на 11,8% (до 305 млн. штук), хотя годом ранее аналогичный показатель составил 21%. Всего по итогам года объемы реализации аппаратов увеличатся на 11% (до 1,28 млрд. штук) на фоне 16% в 2007-м. Такую негативную динамику Каролина Миланези, директор по исследованию рынка мобильных телефонов Gartner, связывает с ухудшением экономической ситуации, в частности, с ростом инфляции и подорожанием продуктов питания. В результате люди не спешат менять телефоны либо же при покупке отдают предпочтение моделям среднего ценового диапазона.
По сравнению с предыдущим кварталом пятерка крупнейших производителей сотовых телефонов не изменилась. Nokia и Samsung, выпускающие новые модели с завидной регулярностью, только укрепили свои позиции. В то же время продажи Motorola перестали падать, однако ее рыночная доля снова снизилась.
Как отмечают эксперты, у компании слишком узкий модельный ряд телефонов и при этом нет аппаратов с хорошими камерами и MP3-плеерами. Южнокорейская LG, в I квартале потеснившая Sony Ericsson с четверной строки, теперь вплотную приблизилась к тройке лидеров. Залогом ее успеха стала ставка на дизайнерские телефоны и мгновенное внедрение технических новинок, что очень востребовано на Западе.