На коротком поводке

Несмотря на кризис, банки в очередной раз сумели получить рекордные прибыли. Немаловажную роль в этом продолжает играть потребительское кредитование.


Высокая стоимость ресурсов, запредельные требования и условия по большинству видов кредитов ставят под сомнение возможность банков зарабатывать. По данным НБУ, по итогам восьми месяцев доходы банков возросли на 68% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 67,9 млрд. грн. При этом на долю процентных доходов пришлось 76,9%. Однако не следует забывать, что эти доходы – результат работы (читай: раздачи кредитов) в предыдущие периоды. Какой результат банки получат по итогам нынешней деятельности, учитывая сокращение темпов роста, – вопрос непростой.


Одной из наиболее благоприятных, хотя и рисковых сфер, и ныне приносящих финансистам заработки, остается потребительское кредитование. Именно оно в состоянии вытянуть посредственные показатели работы банка с физлицами на более или менее сносный уровень. Поэтому потребительское кредитование так интересно сегодня украинским банкирам. Но за повышенной доходностью прячутся подводные камни. Высокий уровень проблемной задолженности, нелюбовь регулятора, острая конкуренция не дают отечественным банкирам покоя, причем за последний год их влияние заметно усилилось.


Спасательный круг
Кредитный кризис повлиял на рынок потребительского кредитования самым непосредственным образом. Основной головной болью отечественных банкиров как следствие дефицита средств можно назвать снижение маржи по операциям. Немыслимый до недавнего времени рост процентных ставок по депозитам сводит к минимуму возможность банков заработать на таких продуктах, как ипотечное и автокредитование: в силу небольшой маржи прибыльность данных направлений находится под большим вопросом. В то же время, по оценкам аналитиков, финучреждения смогут показать хороший финансовый результат по итогам года. «Несмотря на снижение чистой процентной маржи большинства банков в результате опережающего роста ставок по депозитам они смогут увеличить свой чистый процентный доход в 2008 г. минимум на 55-60%, – полагает Виталий Ваврищук, аналитик Dragon Capital. – Кроме того, более чем на 50% вырастут комиссионные доходы банков благодаря повышению спроса на банковские услуги со стороны предприятий и населения, а также расширения линейки банковских продуктов».


Потребительское кредитование и, в частности, выдача кредитов наличными, менее подвержено влиянию снижения маржи. Учитывая, что процентные ставки по потребкредитам могут составлять 40-50%, банки все еще могут рассчитывать на доходность этого бизнеса. Такая ситуация привела к тому, что финансисты заинтересовались данным сегментом не только как одним из составляющих кредитного портфеля физлиц, но таким, который может вытянуть посредственные показатели портфеля в целом.


Не было бы счастья, да несчастье помогло
Подобные тенденции мало радуют Национальный банк. Он уже не раз предостерегал своих подопечных в недопустимости слишком лояльной раздачи потребкредитов. В прошлом году, как и на протяжении текущего года, он неоднократно акцентировал внимание на этой проблеме и неуклонно вставлял банкам палки в колеса. Требование по ознакомлению клиентов с эффективной ставкой, ужесточение резервирования – вот лишь некоторые действия НБУ по борьбе со слишком быстрыми темпами роста потребкредитования. Дошло до того, что в начале сентября из стен Нацбанка вышло письмо, в котором регулятор обвинил банкиров в непредоставлении клиентам эффективной ставки по кредитам, а также пообещал запретить работу на рынке потребкредитования финучреждениям, которые будут уличать в замалчивании реальных цен на займы.


Противодействие со стороны НБУ, а также рискованность направления не мешают банкирам и дальше связывать большие надежды со сферой потребительского кредитования.


Солидарно с НБУ в необходимости регулирования рынка и рейтинговое агентство Standard & Poor’s, известное, мягко говоря, загадочными оценками качества активов украинских банков. На сегодняшний день оно оценивает гипотетические валовые проблемные активы системы в 35%. «Быстрый рост кредитования и резкое повышение уровня долговой нагрузки в условиях, когда кредитная культура еще недостаточно сформирована, а процедуры риск-менеджмента недостаточно эффективны, могут в дальнейшем обернуться значительными проблемами и делают систему уязвимой к последствиям возможного ухудшения рыночной конъюнктуры», – считает Екатерина Трофимова, кредитный аналитик Standard & Poor’s.


По оценкам финансистов, уровень проблемной задолженности в сфере потребкредитования составляет порядка 15%. В то же время, ее доля у банков, для которых этот сегмент является приоритетным, может быть и выше, говорят эксперты. Банкиры утверждают, что критической точкой, когда стабильность финучреждения и возможность продолжения его работы ставятся под вопрос, является уровень проблемности в 30%, а в некоторых случаях будет достаточно и 20%. Другими словами, при уровне в 30% два благонадежных заемщика должны покрывать долги одного неплательщика. То есть, к примеру, выдав трем клиентам по 5 тыс. грн. (всего 15 тыс.), банк рассчитывает получить обратно 30 тыс. грн. (при переплате в два раза). На деле же входящий денежный поток составляет всего лишь 20 тыс., что покрывает выданные кредиты и приносит определенный процентный доход, но все равно загоняет финучреждение в убыток (из-за операционных затрат, стоимости привлеченных средств и т. д.).


Впрочем, эксперты уверены, что рост уровня проблемных активов как минимум замедлился и текущая ситуация не так опасна, как может показаться. Кредитный кризис заставил банки взглянуть на риск-менеджмент по-новому. Рост потребительского кредитования за прошедшие год-два составил свыше 100%. «По данным НБУ, мы видим, что кредитный портфель для физических лиц увеличился в два раза по сравнению с 2007 г. Если же сравнивать первое полугодие 2007 и 2008 г., то прирост составил больше 30%, что для рынка, который входит в стадию насыщения, это очень неплохой показатель. Безусловно, не стоит забывать и о сезонном факторе, играющем важную роль в потребительском кредитовании. Например, ноябрь и декабрь, это, как правило, 40% годового оборота», – рассказывает Ирина Цебро, директор Home Credit Finance. Соответственно, и уровень проблемных кредитов увеличивался схожими и даже опережающими темпами. Банки были настолько увлечены ростом своих кредитных портфелей, что мало внимания обращали на возможные и отдаленные проблемы. Кризис остудил их пыл. Уровень проблемной задолженности перестал расти опережающими темпами. Более того, ряд банков заявляют, что он и вовсе перестал увеличиваться. Поэтому участники рынка, невзирая на противодействие НБУ, и дальше склонны рассматривать данный сегмент кредитования как перспективный. Однако наиболее сдерживающим фактором может оказаться переоценка операторами своей рисковой и доходной стратегий. Эксперты полагают, что при стабилизации экономики и теперешней насыщенности рынка стоит ожидать перераспределения в долях участников потребительского рынка.







От количества к качеству


Алексей Павленко, исполнительный директор компании «Фокстрот. Техника для дома»:
 – Третий год подряд мы проводим конкурс среди банков, чтобы быть уверенными, что наши клиенты пользуются самыми выгодными кредитными продуктами и могут выбирать наиболее комфортные для них условия кредитования.
Одними из главных критериев выбора победителей стали стабильное положение и длительная успешная деятельность на украинском рынке, и, конечно же, большой потенциал и технические возможности. Участников сравнивали по предлагаемым им условиям кредитования; оценивалась их возможность реализовать текущие кредитные программы компании и разрабатывать новые. Нам было нужно, чтобы банк мог обеспечить ежемесячное кредитование на сумму не менее 10% от общих объемов продаж, чтобы в магазинах находились их кредитные эксперты, а клиенты имели возможность погашения кредитов через платежные терминалы cash-in.
Хочу подчеркнуть, что главными требованиями были не только финансовые условия (хотя они, безусловно, также имели значение), а способность банков соблюдать качественные характеристики работы. Сюда, например, можно отнести скорость обработки заявок, высокоскоростные каналы связи, скоринговые системы и проч. Таким образом, мы заинтересовались тем, чтобы банки были в состоянии не просто выдать необходимую сумму кредитов, но и сделать это на высоком качественном уровне. К примеру, для нас важной является способность финучреждений очень быстро менять акционные продукты: с ценового на кредитный, со скидочного на подарочный и т. д. Это связано с тем, что у нас они меняются довольно часто, соответственно банки тоже должны оперативно реагировать на изменения. Для нас очень важна способность банков буквально за один день перестроить всю систему (скоринг, инструкции и проч.) по всем точкам продаж, в которых они присутствуют.
Основной упор на качественные индикаторы также связан с тем, что у нас сейчас реализуется новый этап программ лояльности, поэтому важно поддерживать высокий уровень обслуживания не только нашим персоналом, но и партнерскими организациями. Мы много инвестировали в собственное развитие, работает программа «Тайный покупатель». С помощью сторонней организации мы проверяем и себя, и наших банковских партнеров.
По сравнению с прошлым годом кредитный портфель «Фокстрот. Техника для дома» вырос на 40%, что дает возможность банкам-партнерам в 2008-2009 гг. выдать кредитов на общую сумму $590 млн. (в равных частях). Кроме того, кредитование в 250 магазинах нашей сети позволит банкам получить более 1 млн. кредитных историй.

Залишити відповідь