Конвертация мусора в деньги

Современный интерес к переработке мусора подогревается не только высокими ценами на энергоносители, но и зарождающимися переменами в обществе.


Афоризм Бенджамина Франклина «Время – деньги» в настоящее время дополняется не менее актуальным «Мусор – деньги». Специалисты по переработке отходов, или на современном языке – рециклингу изобретают все новые способы, как сколотить состояние на грудах мусора.


Инвесторы уже заинтересовались
Боб Кападонна, менеджер американского комбината по рециклингу Casella Waste Systems, сам удивляется, насколько рентабельным может быть мусор: «Алюминиевые банки – $900 за мешок, жестянки – $150, пластик – $300, картон – $70». При таком раскладе понятно, что специалисты по вторичной переработке (рециклеры) могут получить хорошую прибыль от прочесывания окрестностей в поисках мусора, его переработки и перепродажи.


Неограниченные возможности и перспективы бизнеса заставляют предпринимателей серьезно задуматься об инвестировании в такие сферы рециклинга, которые у них самих вызывали гомерический хохот несколько лет назад. Сфера переработки мусора привлекла рекордный объем инвестиций – $622 млн. в 2007 г. по сравнению с $245 млн. в 2006-м и всего лишь $20 млн. в 2001-м (данные компании «Клинтех Групп»).


Агентство ООН по охране окружающей среды сообщает, что при повышении показателей вторичной переработки всего на 5% можно сэкономить порядка 2 млрд. галлонов топлива ежегодно. Расчеты просты: 8% мирового производства нефти каждый год используется для изготовления пластика, в то время как после вторичной переработки этот материал требует на 80% меньше энергозатрат для производства. Алюминий вторичной переработки требует на 95% меньше энергии, железо и сталь – на 74%, бумага – на 64%.


На сегодняшний день вся сталь, производимая такими гигантами, как Nucor и AK Steel, получается из металлолома. Это не может не радовать рециклинговые компании, а именно чикагскую Metal Management, продажи которой в 2007 г. подскочили на 40%.


Первый в мировом масштабе всплеск интереса к вторичной переработке наблюдался в 1970-х, когда цены на нефть резко подскочили. Режим строгой экономии начал просачиваться даже в «щедрую душой» американскую культуру. Губернаторы подписывали многочисленные законы и вводили рециклинговые программы. Инвесторы начали сооружение предприятий по вторичной переработке, однако когда цены на нефть в середине 1980-х упали, движение затихло. Сложные муниципальные рециклинговые программы больше не представляли экономического интереса и были забыты даже в таких экологически сведущих центрах, как Нью-Йорк. Разумеется, сегодняшний интерес к рециклингу может повторить судьбу своего предшественника. Но вероятность этого невысока, поскольку интерес к нему подогревается не только высокими ценами на энергоносители, но и зарождающимися переменами в обществе. Поэтому есть смысл узнать о некоторых успешных проектах в данной сфере.


Сбор – сортировка – дробление – продажа
Уже упоминавшаяся компания Casella Waste Systems относится к так называемым однопоточным рециклерам. Она собирает один большой контейнер вторсырья (газеты, банки, стекло, пластик) с каждого дома. Потом оно сортируется (с использованием машин), упаковывается и продается другим переработчикам (подобный проект сейчас реализуется и в некоторых районах Киева).


В минувшем году открытое акционерное общество Casella, основанное в 1975 г., переработало около 1,8 млн. т вторсырья, что на 12% больше, чем в 2006 г. Но компания теряет большие деньги из-за того, что не может эффективно перерабатывать стеклотару. «Бленд» из разных сортов стекла – прозрачного, зеленого, коричневого – продается плохо. Покупатели хотят приобретать одноцветное измельченное стекло.


Текс Корли, генеральный директор общенациональной рециклинговой компании по переработке стеклотары Strategic Materials, отстаивает свой вариант: «Если люди, занятые в однопоточном рециклинге, скажут вам, что рынок сбыта отсутствует, то это только из-за недостаточно хорошей их продукции». В нынешнем году прибыль его компании должна достичь $200 млн.


Все больше органов городского управления склоняются на сторону однопоточных рециклеров, потому что простота процесса сбора мусора способствует вовлеченности населения: людям проще, если весь подлежащий переработке мусор можно сбрасывать вместе. Так, в Филадельфии подобная программа была начата два года назад. Сейчас в ней принимают активное участие около 10% домохозяйств, что считается неплохим показателем.


Три фирмы – Khosla Ventures, Advanced Technology Ventures и GreatPoint Ventures – увидели перспективу в инвестировании в целлюлозно-этаноловую начинающую фирму Coskata. Ее обещание – извлекать этанол стоимостью $1 за галлон (3, 79 л) из мусора и отходов. Переработкой мусора должны будут заниматься специальные бактерии. Тод Киммель, директор Advanced Technology Ventures, в июле 2006 г. основал компанию Coskata, купив право у университета Оклахомы на использование бактерий. Khosla Ventures и Advanced Technology Ventures вложили $10 млн. на первом этапе финансирования. В январе текущего года свою долю в размере $500 млн. внесла и корпорация General Motors. Однако развитие бизнеса компании сдерживается тем, что для переработки ей требуются материалы, не загрязненные остатками пищи и жидкостями.


Человеческая изобретательность привела к появлению многочисленных высокотехнологичных устройств, которые, будучи выброшенными после эксплуатации, загрязняют окружающую среду свинцом, ртутью и другими опасными материалами.


В 2006 г. Catterton Partners увидела скрытые перспективы в списанных компьютерах и инвестировала $50 млн. TechTurn, рециклеру безбумажного мусора. Компания восстанавливает ряд попавших к ней устройств и продает их школам, некоммерческим организациям и бедным странам, занимаясь также переработкой меди, золота и других металлов. Например, ноутбуки, покупаемые TechTurn за $200, ремонтируются и перепродаются с прибылью как минимум в 20%. Компания окупила $40 млн. посредством продаж в минувшем году, и к 2010 г. ожидает поступления прибыли в размере $200 млн.


Технологии совершенствуются
В последние год-два появились и активно развиваются новые направления, связанные с вторичной переработкой; предлагаются экономичные технологии и оборудование. Одни предприятия начали производить вторичные изделия не из мелкой, а из крупной крошки, что значительно экономит ресурсы. Другие перерабатывают строительные отходы. В процессе переработки извлекается металлическая арматура, а из оставшегося производят вторичный щебень. Некоторые компании работают с автомобильной техникой. Машины измельчаются, после чего происходит разделение отходов на пластик, цветные и черные металлы.


Особо стоит отметить достаточно острую в настоящее время для многих стран проблему утилизации отработанных автомобильных шин. В Европе ежегодно накапливается около 2 млн. т шин, а объем их переработки методом измельчения не превышает 10%. Вместе с тем шина представляет собой ценное вторичное сырье, содержащее 65-70% резины, 15-25% высококачественного металла, 10-15% текстильного корда. Экономически эффективная переработка шин позволяет не только решить экологические проблемы, но и обеспечить высокую рентабельность перерабатывающих производств.


В цепочке приемов переработки отходов ключевыми выступают технологии измельчения. Так, европейские технологии предполагают получение тонких, сверхтонких и ультратонких порошков. Следует заметить, что измельчение до размеров 2-100 мкм с сохранением исходных физико-химических свойств материала способно вывести рециклинг на отметку 100 %-й эффективности.







Технология мусоросортировки и переработки позволяет:



  • построить рентабельный бизнес в незанятой нише;

  • обеспечить возврат в товарный оборот ценных вторичных ресурсов (бумагу, картон, черные и цветные металлы, пластмассы, стекло и проч.) объемом от 30 до 85% в зависимости от состава твердых отходов;

  • сократить число мусорных свалок и полигонов;

  • упростить складирование мусора;

  • уменьшить пробег автотранспорта.







Моттайнай – мода на рециклинг


С избытком мусора японцы столкнулись еще в конце 1950-х. В результате остров-мечта Юменосима (насыпной остров номер 14 в Токийской гавани, как его обозначают географы) был отдан под свалку, хотя до этого на нем планировали построить аэропорт. Остров мусора просуществовал более 10 лет, пока в 1968 г. не был расчищен и не превращен в зеленую парковую зону. А борьба с мусором в Японии превратилась в концепцию нового общества – общества рециклинга, к которому страна с тех пор стремится.
Рециклинг принято считать современной тенденцией развития, противоположной неразумно большому производству и чрезмерному потреблению. Японцы считают это явление изначально присущим своей культуре, хотя и несколько утраченным в стремлении нации к комфорту и высоким показателям в экономике. В качестве доказательства они ссылаются на выражение моттайнай – «не стоит выбрасывать», существующее в японском языке с незапамятных времен. В последнее время оно вошло в разряд модных.
Бережное отношение к вещам в современной Японии стали заново пропагандировать в начале 1980-х. Тогда по одному из центральных японских телеканалов транслировался рекламный ролик, в котором выброшенные ребенком ненужные игрушки и нелюбимая еда превращались в моттайнай-обакэ – призраков, ополчившихся против маленького неразумного потребителя. Сегодня тема моттайнай звучит в официальных годовых отчетах и популярных песнях. Последний хит на эту тему транслировался в рубрике «Песни для всех» по радио NHK год назад в течение марта-апреля, когда в Стране восходящего солнца особенно много говорят об экологии в преддверии Дня Земли, отмечаемого ежегодно мировым сообществом 22 апреля.
Домохозяйкам моттайнай-рецепты (например, что приготовить из остатков продуктов, завалявшихся в холодильнике, или как использовать в хозяйстве старые колготки и носки) сообщают женские журналы. А кодексы офисного поведения некоторых фирм призывают сотрудников экономить килобайты (а в итоге – электричество) в отправлениях по e-mail.
О возможности рециклинга с гордостью пишут производители товаров и продуктов питания, снабжая потребителя подробными инструкциями, к какому типу мусора относится каждая деталь упаковки и каким образом ее легче всего разделить на утилизируемые части. Вторичному использованию подвергается около 90% стеклотары, 86% алюминиевых и 87% железных банок, но лишь 66,3% ПЭТ-бутылок. Даже автомобиль при правильной утилизации, стоимость которой варьируется в пределах от 6 до 18 тыс. иен и взимается авансом при покупке, может быть утилизирован на 90%.
На волне подъема сознания моттайнай свою лепту решила внести компания Uniqlo, производящая и продающая 4% всей японской одежды. В 2001 г. она начала проводить акции по приему проданных ранее вещей. В марте 2007 г. Uniqlo собрала 300 тыс. единиц поношенной одежды, большая часть которой отправлена в бедные страны в качестве гуманитарной помощи, 20% – топлива на электростанции, 1% – утеплителя при строительстве домов.
Из магазина Uniqlo, знаменитого своими низкими ценами, трудно уйти без покупки, даже если ее не планируешь. В этом случае лучше говорить о новом принципе потребления: «Один товар – две покупки», вторая из которых делается, когда возвращаешь первую. Это соответствует идее современного рециклинга: экономить, сохраняя потребление на достаточно высоком уровне.


Светлана Хорхие.







Мусорщики укрупняются


Крупнейшая американская компания по вывозу мусора Waste Management (капитализация $17 млрд.) сделала предложение о покупке конкурента Republic Services за $6,19 млрд. Тем самым она пытается предотвратить слияние Republic Service c Allied Waste Industries, которое создало бы ей практически равного конкурента на рынке с общей капитализацией в $12 млрд. Сделка должна быть окончательно завершена к концу нынешнего года.







Нечего перерабатывать


Согласно распоряжению городской администрации Лос-Анджелеса, начиная с 1 июля 2010 г. во всех магазинах города запрещается использование пластиковых пакетов. Вместо пластика предполагается использовать бумагу или иные биоразлагаемые материалы. До запрета в магазинах города покупателям раздавали 2,3 млн. полиэтиленовых пакетов в год. Среднее время использования одного такого пакета составляет 20 минут. В конце концов, весь пластик оказывается на свалке, где для полного его разложения требуется более 1 тыс. лет.
Лос-Анджелес стал вторым городом США, запретившим использование полиэтиленовых пакетов. Первым подобный закон принял Сан-Франциско в 2007 г.
Аналогичные законопроекты существуют и в других странах. В индийских штатах Махараштра, Гоа, Керала и Химачал-Прадеш запрещены хранение, продажа и использование полиэтиленовых пакетов. А в Химачал-Прадеш нарушителю грозит тюремное заключение сроком до семи лет или штраф в 100 тыс. рупий (около $2 тыс.). В Бангладеш за производство пластиковых пакетов могут посадить в тюрьму на десять лет.


По материалам Lenta.ru.







Убеждение и просвещение


С помощью социальной кампании городской совет австралийского города Брисбен призывает хорошенько подумать, прежде чем что-либо выбрасывать. Во-первых, вам может грозить немалый штраф, во-вторых, то, что вы хотите выбросить, может вам еще неплохо послужить.


По материалам Sostav.ru.

Залишити відповідь