Эффекты процветания

Швейцарская часовая промышленность выпускает поражающие воображение новинки, не давая расслабиться своим клиентам.


Если часовая компания сама не справляется с выполнением заказов, то она привлекает к производству фирмы, специализирующиеся на изготовлении, скажем, только корпусов для часов или браслетов. Еще недавно подобная форма сотрудничества была весьма выгодной, однако в последнее время сложилась экономическая ситуация, вынуждающая многие специализированные компании закрываться или уходить под крыло крупных часовых групп, располагающих большой производственной базой. Так, в минувшем году Swatch Group совершила несколько подобных покупок. Весной текущего года Карло Крокко продал свой бренд Hublot группе Richemont, которая приобрела контрольный пакет акций компании Roger Dubuis у одного из ее владельцев Карлоса Диаса. Также в начале года Луиджи Макалузо, владелец SoWind Group, в портфель которой входят бренды Girard-Perregaux и JeanRichard, реализовал 23% акций французу Франсуа-Анри Пино и его группе PPR, уже владеющей часовым брендом Bedat&Co. и ювелирным брендом Boucheron. Каждая из подобных покупок неизменно вызывает резонанс в часовом сообществе, поскольку они влияют на расстановку сил в индустрии. Дело в том, что швейцарские часовые компании традиционно делятся на независимые и принадлежащие к той или иной крупной группе. При удобном случае каждая из сторон восхваляет преимущества своего положения: независимые компании выстраивают гибкую и персонализированную систему отношений с клиентами, а часовые группы имеют большую производственную базу, благодаря которой могут быстро выполнить заказ.


Единство противоположностей
Что бы ни происходило в кулуарах индустрии, швейцарские часы были и остаются эталоном микромеханики. В этом году часовые компании представили немало интересных новинок, наиболее актуальные из которых можно условно разделить на две группы – авангард и классику. Они стали выражением процесса, который в специализированной периодике уже окрестили «ссорой модернистов и консерваторов», соревнованием двух подходов к созданию часов. Авангардные модели претендуют на то, чтобы называться будущим часового дизайна и механики. По своему оформлению они футуристичны, оснащены механизмами невиданной конструкции и сложности. В создании таких моделей часовщики не изобретают колесо, а «играют» с традиционными блоками часового механизма. Чаще других такой игре подвергается турбийон  (дополнение к основному часовому механизму, призванное компенсировать влияние гравитации Земли на точность хода часов). В числе прочих успешной стала премьера модели C1 Tourbillon Gravity от Concord, в которой клеть турбийона размещается вертикально, на боковой части корпуса, а не выходит на циферблат, как обычно. По словам CEO Concord Венсана Перьяра, такое размещение турбийона является не только инновацией в сфере часовой микромеханики, но и делает часы весьма эффектными: когда C1 Tourbillon Gravity надевают на руку, клеть турбийона интригующе выглядывает из-под манжеты рубашки.


Пример остроумного авангарда – новинка от часового бренда de Grisogono под названием Meccanico dG. В этой модели с функцией второй часовой зоны обыграна эстетика электронных часов с их цифровыми дисплеями. Таковой есть и в Meccanico dG – с большими цифрами традиционного ядовито-зеленого цвета. Остроумие заключается в том, что этот дисплей приводится в движение исключительно с помощью механики: часы оснащены специальным модулем, отвечающим за синхронное движение микросегментов, из которых и состоят цифры.


В противовес авангардистским моделям создаются классические – с акцентом на простоте дизайна и чистоте линий, с традиционными часовыми усложнениями. Эти модели призваны продемонстрировать богатое наследие марки, непрерывность ее традиций и способность «показать класс». Конечно, такие коллекции есть в ассортименте каждой уважающей себя компании, но в нынешнем году акцент на «неувядающей классике» был сделан самым радикальным способом – выпуском моделей-реплик. Так, бренд IWC в этом году празднует свой 140-летний юбилей, в честь чего состоялась презентация серии Vintage. Для ее создания выбрали шесть моделей, имевших большой успех в прошлом: Portuguese, Ingenieur, Pilot’s Watch, Da Vinci, Aquatimer и Portofino. Все они изготовлены одной серией. Коллекции Vintage было дано определение «новая интерпретация старых добрых друзей», коей она и является. Специально для этих моделей компания IWC разработала калибры с учетом всех достижений технического прогресса, однако сохранила дизайн, присущий винтажным механизмам.


Выпустила винтажную коллекцию и часовая компания Zenith. В последнее время она занимается разработками в области инновационных материалов и механизмов, поэтому реверанс в сторону классики оказался весьма неожиданным. Тем не менее CEO компании Тьерри Натаф говорит: «В этом году я хочу вернуться к великому классицизму с его герметичными и чистыми линиями. Коллекция Class – это одна простота». Действительно, модели из этой коллекции являются квинтэссенцией традиций бренда, ведь до того как заняться экспериментированием, Zenith была одним из столпов часовой классики. Подтверждение тому – хедлайнер коллекции, модель Class New Vintage 1955, «переиздание» часов, выпускавшихся в 1950-х.


В поисках философского камня
Эксперименты и игры с дизайном и механикой – это, можно сказать, сиюминутные увлечения швейцарских часовщиков. В этой индустрии есть своя вечная проблема, аналогичная поискам философского камня, чаши Грааля или вечного двигателя. Во все времена швейцарцы пытались сделать так, чтобы часовой механизм не нуждался в смазке. Основная часть проблем, возникающих в процессе эксплуатации часов, происходит оттого, что из-за высохшего масла, которым смазывается механизм, точность хода снижается или часы вообще останавливаются. Каждые три года владелец часов должен отдавать их на профилактику в сервисный центр. Чтобы облегчить жизнь своим клиентам и себе, лучшие умы Швейцарии долгие годы пытаются найти материалы и конструкции, позволяющие не смазывать часовой механизм.


С 2005 г. исследовательские работы перешли в активную фазу: тогда стартовал проект, запущенный часовой компанией Patek Philippe совместно с некоторыми инженерными институтами Швейцарии. Исследователи разработали новый материал – пластик на основе кремния, который по своим свойствам превосходит металлы, а изготовленные из него детали не нуждаются в смазке, поскольку он очень твердый (1100 баллов по шкале Виккерса, в то время как показатель для стали составляет 700 баллов), устойчив к коррозии, воздействию магнитных полей и к тому же легкий. Словом, этот материал практически идеален для часовой промышленности. Швейцарцы активно взялись за разработку сплавов на основе кремния, и сейчас уже несколько часовых компаний имеют свои фирменные сплавы, из которых они производят детали для механизмов.


Первым таким продуктом стала балансовая спираль из сплава Silinvar, выпущенная в 2006 г. компанией Patek Philippe. В течение последних двух лет часовые фирмы занимаются не только концептуальными разработками, но и запускают пластик в серийное производство. Так, в нынешнем году независимая компания Ulysse Nardin представила лимитированную серию (300 экз.) моделей Sonata Silicium, в которых волосковая пружина изготовлена из кремния. Другой независимый бренд – Frederique Constant – использовал сплав Silicium в производстве анкерных колес, которыми оснащена, опять-таки, лимитированная серия Manufacture Tourbillon. Результаты своих исследований – анкерный механизм Constant Escapement – представила и марка Girard-Perregaux. И хотя часовщики пребывают в состоянии эйфории от собственных успехов, раздаются и другие голоса. К примеру, известный часовщик Франк Мюллер считает кремний отнюдь не идеальным материалом в решении проблемы смазки и вообще усовершенствования часового механизма. Ведь сплав на его основе, как и всякий пластик, может погнуться или внезапно сломаться. Но подобные высказывания – редкость, тем более что идеальные часы, вообще не требующие смазки, уже изготовлены. В 2007 г. компания Jaeger-LeCoultre выпустила модель Extreme LAB, механизм которой буквально нашпигован самыми разными инновационными материалами, не только кремниевым пластиком, но и керамикой, углеродным волокном и проч. Но пока Extreme LAB существует лишь в виде концепта – в единственном экземпляре, и компания еще не готова запустить ее в серию.

Залишити відповідь