Шесть привычек настоящих стратегов
Пол Шумейкер, основатель и председатель Decision Strategic International, спикер, профессор и предприниматель
По мере развития бизнеса и увеличения количества сотрудников собственники или руководители продолжают большую часть времени отдавать операционной работе, забывая о том, что их растущая компания нуждается не в еще одних руках, а в стратеге. Наступает момент, когда руководитель должен поручить большую часть своей работы коллегам и начать думать стратегически. Вместо этого многие лидеры продолжают тушить пожары. К сожалению, это может привести к потере возможностей и рискованным для бизнеса ошибкам. Сложно мыслить стратегически, если не совсем понятно, как это делать. Что требуется от руководителя, чтобы стать адаптивным стратегическим лидером, способным преуспевать в условиях неопределенности?
Предвидеть. В большинстве компаний руководители следят за тем, что происходит впереди, и не оглядываются по сторонам. Это может сделать компанию легкой добычей конкурентов, которые следят и действуют, прислушиваясь к самым слабым сигналам изменений. Чтобы предвидеть эти сигналы, нужно следить за новыми возможностями, способными изменить ваш рынок, искать за пределами своего бизнеса, создавать сеть связей, которые помогут лучше видеть горизонт.
Критически мыслить. Общепринятое мнение защищает от непонимания, однако прислушиваться к нему, значит, плыть по течению, следовать за большинством и терять конкурентные преимущества. Люди, мыслящие критически, ставят все под сомнение. Чтобы приобрести это умение, необходимо заставить себя докопаться до главной причины проблем, изменить убеждения и способы мышления, включая собственные, разоблачить лицемерие, манипуляции и ангажированность в принятии решений.
Объяснять. Неопределенность тревожит. Сталкиваясь с ней, мы хотим как можно быстрее принять решение (зачастую, неправильное). Стратег не будет спешить, он проанализирует информацию из нескольких источников, прежде чем сформулирует свою точку зрения.
Решать. Многих лидеров парализует чрезмерный анализ. Важно разработать процессы таким образом, чтобы можно было получать достаточно хороший результат. Совершенство лучше оставить высшим силам. Подходить к решению даже с не полной информацией и с множеством разных точек зрения.
Выравнивать. Консенсус – явление редкое. Стратег должен стимулировать открытый диалог, доверие, вовлекать ключевых стейкхолдеров, особенно когда их точки зрения противоположны. Для этого нужно понимать, что движет людьми, включая скрытые причины; поднимать сложные вопросы на поверхность, даже если это неудобно; оценивать восприимчивость к риску и создавать поддержку.
Учиться. По мере того как растет компания, честная обратная связь становится редкостью. Важно сделать все возможное для того, чтобы обратная связь продолжала поступать. Это важно, поскольку успех и особенно поражение – ценные учителя. Радуйтесь и тому и другому, поощряйте и показывайте пример того, как необходимо извлекать уроки, изменяйте курс, как только вы поймете, что сбились с пути.
Продаются личные данные
Натан Яу, автор блога FlowingData, специалист по статистике
Выпускник нью-йоркской школы искусств Tisch School of the Arts Федерико Занньер собирал данные о себе – своем поведении в Сети, местоположении, о том, какие клавиши он нажимал, – для диссертации. В процессе погружения в мир персональных данных и более пристального изучения политики защиты личного пространства в разных компаниях он задался вопросом: а что, если люди будут зарабатывать на своих данных? Компании делают деньги на использовании информации, которую мы пассивно генерируем, ходя по сайтам и пользуясь приложениями. А если каждый будет владеть своими персональными данным и получит право их продавать?
Занньер развернул целую кампанию на Kickstarter – он продает там свои персональные данные по $2 за день активности.
«Я начал изучать соглашения на сайтах, которые часто посещаю. В их правилах защиты персональных данных нашел предложения типа: «Вы передаете нам неэксклюзивные, не требующие выплат, распространяющиеся на территории всего мира права на использование, воспроизведение, обработку, адаптацию, модифицирование, публикацию, передачу, демонстрацию и распространение этого контента во всех медиа всеми способами (включая пока не созданные)». Я базово согласен передать пожизненные, международные, подлежащие сублицензированию права на использование моих персональных данных. Кто-то сказал, что мы живем в век данных, а век «кремния» уже почти завершился. В этой новой экономике, я слышал, «данные – это нефть». Ну вот я и пытаюсь что-то с этого получить».
Понятно, что пока это больше заявление или повод для разговора, но все же…
Иерархия провалов
Сет Годин, философ, автор книг о маркетинге, консультант
Вот моя иерархия провалов – от самых славных до самых стыдных:
- Ошибки! Серия провалов на пути, по которому вы идете долго и упорно, характеризуется постоянным обучением и улучшающейся от раза к разу репутацией.
- Гигантский плюх.
- Падение в яму.
- Сойти с дистанции.
- Даже не начать.
- Критиковать со стороны.
- Пустое бахвальство.
- Мелкое, недальновидное и эгоистичное мошенничество.
В публичном поле обсуждают гигантские плюхи и мелкие мошенничества, но оправдывает себя только долгосрочное неуклонное следование цели. Мне остается аплодировать тем смельчакам, которые находят в себе силы провалиться, подняться и провалиться еще раз. Провал?– ни что иное, как способ найти еще одну штуку, которая не работает.
А что сказать о критиках и неначинателях? Им не дождаться моего уважения.
Кто-то говорит: «пан или пропал», но я предпочитаю «не останавливайся, иди шаг за шагом».
Не пора ли поменять представление об аудитории?
Фрэнк Роуз, автор книги «Искусство погружения»
Мэтт Лок написал пост о «зарождающихся паттернах цифрового внимания», в котором затронул тему отношений между историями и слушателями, отношений, которые немного поменялись за последние годы и продолжают меняться на наших глазах. Выступая в зале нижней палаты викторианского парламента на лондонском фестивале Digital Shoreditch, он подверг сомнениям отдельные установки об аудитории, сложившиеся за последние несколько лет. Для тех, кто любит поговорить о том, что «ранее было известно как «аудитория» (я из их числа), пост полезен в нескольких аспектах.
Мэтт – эксперт в обнаружении и расшифровке новых поведенческих паттернов аудиторий. Бывший глава мультиплатформенных проектов на британском Channel 4, сейчас он возглавляет консалтинговую Storythings, специализирующуюся на разработке новых типов историй. С опытом работы на телевидении и в онлайне он с разных сторон подходил к тем двум группам, пытающимся охватить эти медиа. Для телевидения это были пассивные потребители, для цифровой тусовки?– фаны, юзеры, участники и в конечном итоге данные. Фактически Мэтт пришел к осознанию того, что «аудитория не пассивна?– она выбирает истории, которые хочет слушать, настраивается (что не является пассивным актом) и получает эмоциональный заряд от хороших историй, вносит его в свои жизни. Много лет назад аудитории были такими же шумными, как Twitter сегодня, и диалог между сценой и толпой всегда был неотъемлемой частью шоу. Только последние 50 или около того лет аудитория притихла. Так притихла, что стала почти незаметной для рассказчиков».
С этим покончено, регулярно напоминает нам Twitter. И когда цифра вернула аудитории голос, то вместе с этим, утверждает Мэтт, фундаментально поменялись и ее отношения с рассказчиками, включая телевизионных сценаристов/продюсеров, кинорежиссеров и рекламщиков. Есть несколько видов внимания, которое аудитория обращает на рассказы, что в свою очередь влияет на само повествование.
Мы все знакомы с доминирующими видами внимания: «пик» (огромные аудитории слиты вокруг живых или псевдореальных событий) и «лайк», которые происходят до того и для того, чтобы быть адаптированными в Facebook. Но сейчас, как указывает Мэтт, мы наблюдаем возникновение четырех новых типов внимания и поведения аудитории.
Запойное смотрение началось с DVD и DVR несколько лет назад, но сегодня эстафетную палочку приняли нетрадиционные вещатели, самый известный из которых – Netflix, с сериалами типа «Карточный домик» и «Замедленное развитие».
Залоговое смотрение – этот феномен связывают в первую очередь с краудфандинг-платформой Kickstarter. Данный тип внимания представляет кардинальный сдвиг в отношениях между авторами и аудиторией: регистрируясь, чтобы помочь профинансировать новую работу задолго до ее создания, люди создают сообщество поклонников, верящих в ее успех.
Долгоиграющее событие – реалити-шоу типа Big Brother или «Олимпиады». Развлечение, связанное с внешней средой, которое генерирует периодические пики внимания к себе (когда в нем происходит что-то интересное).
Репорт – новая форма повествования, в которой аудитория сама создает историю через такие инструменты, как, например, Nike + FuelBand.
Суть всего этого в том, что формы рассказа меняются вместе с аудиториями и ведут за собой новые бизнес-модели успешных медиапредприятий. «Я пытаюсь заставить людей подумать о жанрах (комедия, драма, реалити), а не только о технологиях, в которых разворачивается медиаландшафт, – написал мне Мэтт по электронной почте. – Мы слишком много говорим о технологии и трансмедиа, но именно жанры и паттерны внимания и поведения определят будущее цифрового написания историй».