Для посидеть и подумать

У профессионалов, заинтересованных в уличной мебели, в нынешнем году появилась официальная площадка для встреч – выставка Maison & Objet Outdoor Indoor, которая прошла с 5 по 9 сентября в Париже.


До недавнего времени уличная мебель, или как ее называют в англоязычном мире outdoor, была одним из нишевых секторов огромной мебельной индустрии. Ее выпуск отдавался на откуп мелким фирмам, которые шли по проторенной дорожке, используя разработки и инновации «старшего брата». Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась, причем условия для outdoor сложились самые что ни на есть благоприятные.


Причина для развития производства уличной мебели хрестоматийнее не бывает – спрос на нее в данное время небывалый. Интерес к outdoor-объектам объясняется тем, что люди стали проводить гораздо больше времени на свежем воздухе, на собственных приусадебных участках, в садах или ландшафтных парках, а для этого им нужна соответствующая «экипировка».


Проявляют интерес к outdoor-производителям и представители отельной индустрии. Сейчас одним из обязательных стандартов для европейских отелей класса от три-пять звезд является наличие открытой террасы, сада и балконов. Введение этого стандарта стало результатом наблюдений: постояльцы отелей около 60% своего времени проводят именно на открытых площадках при отеле, отдыхая или обедая там.
По итогам выставки Maison & Object ясно, что резкое повышение спроса на уличную мебель обусловлено еще одной причиной – ею заинтересовались компании, которые работают на перспективных для мебельщиков крупных рынках. В Париже нынешней осенью большинство фирм-заказчиков приехали из России и Британии (по 28% от общего количества посетителей), на третьем и четвертом местах – представители Франции и США (соответственно 24 и 20%).


Состав участников
Так как outdoor-индустрия выделилась из давно существующей мебельной, то практически все участники процесса уже известны, изменилась лишь расстановка сил. При этом остается в силе и актуальная для всей мебельной индустрии иерархия: на топовых позициях находятся европейские компании, которые сотрудничают с известными дизайнерами-предметниками и задают тон в формировании тенденций. Престижные и известные мебельные бренды влились в новоявленную «уличную промышленность», активно поработав со своим ассортиментом и добавив outdoor-коллекции. Именно так сделала итальянская компания B&B Italia, запустившая в нынешнем году сразу три такие серии, пригласив к сотрудничеству Патрицию Уркиолу и Ричарда Шульца. Коллекция уличной мебели появилась и у итальянской компании Moroso. В ее создании приняли участие звезды мирового дизайна – все та же Патриция Уркиола, Торд Бунтье, Токуджин Йошиока и др. На деле популярность мебельных коллекций зависит не столько от компании-производителя, сколько от приглашенной звезды-дизайнера, поэтому в кругу престижных компаний востребованы одни и те же люди, составляющие топ-10 персон предметного дизайна.


Костяк промышленности составляют компании, специализирующиеся на уличной мебели. До этого они занимали всего лишь одну из ниш мебельной индустрии, а теперь, естественно, вышли на первый план. В числе наиболее известных – германская компания Dedon, французская – Tectona и испанская – Kettal. Свой первый шаг в новоявленной индустрии они сделали, используя проверенный рецепт, то есть пригласили известных дизайнеров для разработки своих новых коллекций. Так, коллекцию Slim Line для Dedon разработал Жан-Мари Массо, а фирма Tectona пригласила братьев Буруллеков для создания коллекции Pebble. С известным дизайнером Вимом Зегерсом работает и австрийская компания Viteo>Outdoors, основанная в 2004 г. Она относится к новичкам мебельной промышленности и сразу же стала ориентироваться исключительно на производство уличной мебели.


Материальные новации
Сейчас outdoor-индустрия является наиболее инновационной и авангардной отраслью в производстве мебели. Причиной тому стала, с одной стороны, жесткая конкуренция между компаниями, причем почти все они имеют большой опыт в производстве, фирменные разработки и обширные портфолио. С другой – к постоянным инновациям фирмы обязывает сама продукция. Дело в том, что требования к подобного рода мебели не в пример строже, чем к домашней. Она должна быть устойчивой к воздействию солнечных лучей, влаги и перепадам температур (в большинстве случаев ее не заносят в дом на зиму, а оставляют в саду или в парке). В то же время уличная мебель должна быть легкой, чтобы ее владелец смог без особых усилий переставить предметы на другое место. Поэтому компании-производители находятся в постоянном поиске новых материалов, которые отвечали бы всем этим требованиям.
Чтобы уличная мебель была надежной и долговечной, компании активно работают над различными видами пластиков, служащих в качестве обивки. Многие из них уже запатентовали свои фирменные материалы. Так, мебель от Dedon изготавливается из синтетического волокна Dedon Fiber, устойчивого к перепадам температуры, воздействию соленой воды и при этом моющегося. У Tectona свои разработки, как, например, «каучуковые прутья», синтетическое волокно на основе полиэтилена. Этот материал не растягивается и не теряет цвет, поскольку устойчив к ультрафиолетовому излучению. Мебельные компании очень внимательно следят за тем, чтобы изобретенные ими материалы были безопасны для окружающей среды и полностью утилизировались.


Если в качестве обивки уличной мебели используется ткань, то ее пропитывают специальными растворами для влагонепроницаемости и устойчивости к перепадам температуры. Такие фирменные растворы есть у итальянской компании Coro, которые она использовала в изготовлении софы Nest.
Легкости уличной мебели производители добиваются с помощью использования алюминия для несущих конструкций. Чтобы металл был более надежным, его обрабатывают с помощью специальной технологии порошкового покрытия: полиэстер или нейлон измельчают в порошок, наносят на алюминий и плавят в печи при температуре +400°С. Надо сказать, что эту технологию изобрели еще в 1980-е, но в производстве она не использовалась, потому что была дорогостоящей. Однако с развитием технологической базы промышленности, технология порошкового покрытия широко распространилась и используется практически всеми фирмами, специализирующимися на производстве уличной мебели.


Объекты окружающей среды
С выделением направления outdoor в самостоятельную индустрию компании ее представляющие сформулировали основной принцип создания своего ассортимента. Наиболее точно его сформулировал известный дизайнер Филипп Старк, который никогда ранее не занимался уличной мебелью. Однако в этом году он разработал коллекцию RobinWood для дизайн-галереи Дэвида Сазерленда в Далласе (США). Свою заинтересованность Старк объясняет так: «Сейчас отдых на улице – такая же неотъемлемая часть нашей жизни, как и пребывание в квартире. Я понял, что уличная мебель ничем не должна отличаться от домашней». Исходя из этой установки дизайнеры и компании принялись создавать уличную мебель, по своему комфорту не уступающую той, что находится в доме, дополняя традиционные столы, шезлонги и стулья предметами, которые ранее вы никогда не увидели бы вне дома: диваны, мягкие кресла, кровати и проч. В уже упомянутой коллекции RobinWood Старка есть не только стулья и кресла, но и кровать Loxley, изготовленная из алюминия, обитая тиком и снабженная пологом. Ряд пока экзотических для outdoor-индустрии объектов продолжает впервые показанная на Maison&Objet Outdoor Indoor новая работа дизайнера Ора-Ито – уличный камин, разработанный для французской компании Climart, специализирующейся только на этих устройствах для обогрева. Также производители вплотную занялись выпуском кухонь, баров, предназначенных для пользования на свежем воздухе, как, например, модули от старинной французской компании Eno.


В визуальном оформлении производители стараются сделать уличную мебель максимально похожей на домашнюю. К примеру, кресло Shadowy Chair, разработанное Тордом Бунтье для последней outdoor-коллекции итальянской компании Moroso, выглядит так, будто оно изготовлено из мягкой шерсти, хотя его спинка и сиденье сделаны из пластиковых полосок, сплетенных вручную. Для этого дизайнер пригласил мастера из Африки.


В подчеркивании единства стиля и функциональности домашней и уличной мебели дизайнеры не забывают об аксессуарах. Среди прочих, софа из коллекции Canasta, которую разработала Патриция Уркиола для B&B Italia, снабжена подушками.


В свете актуальных тенденций наиболее интересную концепцию предлагает итальянская компания Roda. Сначала она специализировалась на выпуске только уличной мебели, потом пригласила к сотрудничеству известного дизайнера Рудольфо Дордони, подкорректировала свой ассортимент, в результате чего итальянцы стали создавать мебель и для улицы, и для дома, но единой коллекцией, просто выпуская предметы в двух версиях. В компании Roda считают, что дом и сад – единое пространство нашей жизни, и нет никаких причин, чтобы одна его часть уступала другой по комфорту и стилю.

Залишити відповідь