История коктейля

Первая легенда, самая романтичная, относится к 1770 году. В те далекие времена у хозяина бара, расположенного недалеко от Нью-Йорка, пропал любимый петух. Хозяин объявил, что тот, кто найдет пропажу, женится на его дочери. Через некоторое время один армейский офицер принес хозяину бара его петуха, который к тому моменту успел потерять свой хвост. Хозяину ничего не оставалось делать, как объявить всем посетителям бара о предстоящей свадьбе. Его дочь, работавшая в заведении отца, от волнения стала смешивать разные напитки, которые тут же начали называть «кок тейл» (cock tail) – петушиный хвост.

Вторая легенда говорит, что в XV веке во Франции в провинции Шаранта уже смешивали вина и спиртные напитки, называя смесь coquetelle (кокътель). От этого впоследствии и произошел сам коктейль.

Третья легенда повествует о том, что первый коктейль появился в Англии. А само слово «коктейль» заимствовано из лексикона любителей скачек, называвших нечистопородных лошадей, то есть тех, у которых смешанная кровь, кличкой cock tail из-за их хвостов, торчавших, как у петухов.

Возможно, это был любимый напиток французских офицеров, которые подавали наиболее часто в непосредственной близости от восставших колонистов во время Войны за независимость Америки, которая вскоре привела к созданию Конфедерации южных штатов США. Тем не менее, никто не может оспорить тот факт, что свое истинное восхождение на Олимп славы коктейли начали в 20-х годах прошлого столетия в Америке, когда они стали излюбленным, но нелегальным алкогольным напитком сотен тысяч любителей алкоголя, противостоящих жестокому и неумолимому «сухому закону». Безоговорочный запрет на «производство, продажу и транспортировку алкогольных напитков» жестко контролировал население Америки с 1919 года, то есть с того момента, как поправка XVIII к конституции США стала законом вопреки наложенному на нее вето президента Вудро Вильсона, и до 1933 года, когда в Соединенных Штатах Америки употребление алкогольных напитков стало вновь легальным.

Подайте коктейль

В 1928 году избранный, но еще не вступивший в должность президента Герберт Гувер мог еще позволить себе говорить о «сухом законе» как о «великом социальном и экономическом эксперименте с благородными мотивами и далеко идущими целями», но в то же время реальное положение дел само по себе доказывало обратное – «сухой закон» потерпел полное фиаско. Вопреки всем усилиям полиции, таможенных служащих и налоговых чиновников, незаконная торговля спиртными напитками превратилась в разветвленный, хорошо организованный бизнес, тесно связанный с организованной преступностью: в городах и селах по всем Соединенным Штатам запрещенные законом питейные заведения, по-английски называемые speakeasy (это название, по все видимости, возникло благодаря негласному правительственному допущению их существования), становились гораздо популярнее баров и салунов. Коль скоро посетители были завлечены, то качество напитков в основном ничего особенного собой не представляло.

Желая удовлетворить запросы истосковавшейся по алкоголю нации и в то же время увеличить собственные доходы, бутлегеры вынуждены были наладить собственное подпольное производство алкогольных напитков в дополнение к тому огромному количеству выпивки, которое они ввозили в страну из-за границы. В скором времени это привело к тому, что они изготовляли бутылку за бутылку виски, джина и рома отвратительного качества: одним из самых любимых был джин «Bathtub», то есть «ванна», среди не менее любимых напитков были «coffin vamish» («лакированный гроб»), «rotgut» («ядовитое пойло») и «moonshine» («мешанина»). Единственным объединявшим их качеством был, как и у неразбавленного спирта, чудовищный вкус. Хуже того, этим напитками можно было просто-напросто отравиться.

Популярность коктейлей быстро росла в условиях, когда владельцы баров по все стране пытались найти средства, чтобы сделать то, что они продавали, приятным на вкус. Вскоре они стали «последним криком моды», и искусные бармены, которых в Америке называют специальным словом, которое подчеркивает их особенное умение смешивать коктейли, становились живыми легендами благодаря изобретенными ими рецептами коктейлей.

Из Соединенных Штатов Америки мода на коктейли распространилась за океан, в Европу, Лондон, Париж, Ницца, Венеция – чтобы шагать в ногу со временем, там, где основной целью было не отставать от моды, все следовали общей тенденции. Находясь в Нью-Йорке, отведать настоящий коктейль можно было в знаменитом в свое время баре гостинице «Святой Рэджись». В Лондоне подобными заведениями были «Американский бар» в гостинице «Савой» и бар «Риволи» в гостинице «Риц». В Париже, как и в Венеции, любители коктейлей посещали «Хэррис бар», причем парижский был одним из любимейших баров Эрнеста Хемингуэя. Не отставал и колониальный Восток: в самом сердце Сингапура находился «Лонг бар» в гостинице «Рэффлс», тот самый, в котором родился бессмертный коктейль «Сингапурский слинг».

Коль скоро становились популярными коктейль-бары, не замедлила появится на свет и быстро стала модной идея «коктейльных вечеринок». Они незамедлительно стали такими же непременными атрибутами жизни тогдашней «золотой молодежи», как джаз, чарльстон и роскошный мундштуки. Ведь именно молодежь прежде всех полюбила смешные напитки. Старшее поколение было вполне удовлетворено привычным хересом в качестве традиционного аперитива перед обедом, но зачем обходиться скучным старым хересом, если есть масса невероятных возможностей смешать, взболтать и налить?

Недаром это было то самое поколение, что переименовало англо-бурскую войну в «скучную войну» (игра слов «Bore» (бурский) и «bore» (скучный)) и превратило известную строку о «зеленой прекрасной Англии» в «зеленую ужасную Англию» («and pleasant» – «unpleasant»). И уже для героев пьесы Ноэла Коварда «Личные жизни» Аманды и Элиота было само собой разумеющимся попивать коктейль «Шампань», любуясь медленно заходящим солнцем в фешенебельном Довиле, в то время как в Лондоне герой другого известного произведения, неподражаемый Дживс, смешивал самый сухой из всех «Сухих мартини» – история, к сожалению, не сохранила точный рецепт, – чтобы подать Берти Вустеру непременный клуб «Трутни», где он всегда встречал своих «друзей-приятелей».

Известные коктейли

Можно предположить, что первые коктейли были приготовлены на основе джина, имевшего в то время сильный сладковатый привкус, который было предпочтительнее спрятать в смеси с другими напитками. А первые рецепты коктейлей, сохранившиеся до наших дней, относятся ко второй половине XIX века, например, Martini, Daiquiri и Manhattan. Свое настоящее развитие коктейли получили в 1920-1930-х годах, когда были придуманы многие классические коктейли, которые сегодня пользуются большим успехом в барах мира. В те времена в Париже появились Bloody Mary и Side Car, в Италии – Americano и Negroni. Коктейли называли American Drinks, поскольку их готовили для американцев, которые искали за границей ощущения, запрещенные в своей стране. Во время «сухого закона» в Соединенных Штатах также скрыто смешивали разные напитки, пытаясь спрятать вкус алкоголя. Сегодня мода на коктейли возвращается с новой силой, чему способствует появление новых ликеров, необычных ароматов и экзотических плодов, а также особая атмосфера, свойственная беспокойным временам и смешанным напиткам.

О лучших коктейлях читайте в нашем рейтинге:

30 лучших коктейлей-"шотов"

В парижском заведении Harry's New York Bar утверждают, что многие классические коктейли были созданы именно здесь в первой половине прошлого века. Однако не все с этим согласны, считая, что бар поставил свое имя и на некоторые чужие творения. Точно одно: коктейль White Lady явно был придуман Харри Мак-Элоном, который вначале работал здесь барменом, а позднее стал хозяином заведения. Целая сеть «Харри'з баров» была открыта в разных городах мира. Но из них только Harry's Bar в Венеции дал рождение долговечным творениям, например, коктейлю Bellini.

Залишити відповідь