Не только средство передвижения

Впервые годы существования автомобилей термин «дизайн» не использовался в современном понимании. Но о привлекательном внешнем виде авто конструкторы начали думать довольно быстро. Сначала это было простое украшательство: выразительная решетка радиатора, эмблемы на капоте, фонари-фары, сиденья и т. п. И вообще практически до второй половины прошлого века автомобиль сначала создавался инженерами, а потом уже думали, как его украсить. Отчасти поэтому ведущие итальянские компании, стоявшие у истоков автомобильного дизайна, часто и сейчас называют кузовными ателье.

Умение предугадывать

По мере развития рынка, усиления конкуренции, роста требовательности покупателей и широты их запросов автомобильный дизайн эволюционировал от простого украшательства через стайлинг к своему современному пониманию и значимости для индустрии. А значимость эта основывается на том, что для покупателя дизайн все чаще – если и не самое главное в автомобиле, то и не второй по значимости фактор потребительского выбора.

Процесс создания современной автомашины, как правило, начинается с того, что дизайнеры придумывают (находят, формулируют) ее визуальную и эмоциональную идею. Сложность этой работы состоит не только в том, что уже довольно нелегко найти плодотворную идею, не использованную в том или ином виде ранее. И не только в том, что это не должна быть идея-художество, вычурность ради самой себя, – нужна идея, привлекательная для потребителя. Основная трудность в том, что необходимо предугадать запросы потребителя через три-пять лет. Это связано с длительностью разработки автомобиля и запуска его в производство.

Главный дизайнер Mercedes-Benz в одном из интервью рассказывал, что у них в компании есть подразделение, собирающее предложения и запросы клиентов. Но дизайнеры к этому не имеют никакого отношения. Решения в области дизайна не принимаются на каком-то комитете по обсуждению, поскольку это замедлило бы работу. К тому же мнения высказываются совершенно разные, а все пожелания клиентов ориентированы на требования сегодняшнего дня. Дизайнеры же должны смотреть дальше, в завтрашний и даже послезавтрашний день.

Задача предугадывания неблизкого будущего очень сложная. Одним из главных инструментов ее решения является создание концептов – полноразмерных макетов будущих автомобилей. Они регулярно появляются на автомобильных выставках, презентациях и других публичных мероприятиях.

Концептов создается очень много, с прицелом на различную временную перспективу. И чем более «отдаленный» концепт, тем меньше вероятность того, что не только он целиком, но и его отдельные черты будут использованы в серийных моделях. Но ценность этих дизайнерских полетов фантазии в том, что они становятся ступенькой на пути к успешным коммерческим автомобилям. Ведь для того чтобы выросло нечто ценное, вокруг должна быть плодородная почва, а не пустыня. Кроме того, демонстрируя публике свои идеи, производители «подсказывают» потребителям, чего те могут хотеть.

Если же анализ показывает, что идеи концепта не находят отклика у рынка, то его заменяют другим. Таких примеров очень много. Так, в 2006 г. Mazda показала концепт Nagare. По словам дизайнеров, он демонстрировал, какими будут автомобили компании через 15 лет, а заодно открывал новую страницу в фирменном стиле компании – flow design. Но какие-то элементы этого стиля были воплощены фактически только в одной модели – Mazda3. Видимо, концепт показался компании малоперспективным, поэтому в 2010 г. появился Shinari, продемонстрировавший начало нового дизайнерского направления компании – Kodo. Именно он сейчас реализуется в новых моделях производителя.

Идея и ее последующая подгонка

Все автопроизводители стремятся к некоему технологическому идеалу: максимальной аэродинамике, оптимальным распределению веса по осям и компоновке. Поэтому автомобили одного класса и ценового диапазона должны были бы выглядеть примерно одинаково. Но так не происходит. Сохранить индивидуальность во многом позволяет именно работа дизайнеров.
Выше мы уже отмечали, что работу над материализацией современного автомобиля, как правило, начинают дизайнеры. Вот что об этом говорит главный дизайнер Volvo: «Мы всегда начинаем с идей и затем лишь видоизменяем их так, чтобы уложиться в ограничения. Вместо того чтобы отталкиваться от правил, например, поместить фары туда, где они должны быть, а затем думать, как бы добавить им оригинальности, ставим перед собой цель разработать автомобиль, который будет выглядеть так, как мы хотим. Если же инженер, скажем, требует немного опустить капот, чтобы соответствовать требованиям безопасности пешеходов, мы делаем это так, чтобы не разрушить дизайнерский замысел». Такой подход позволяет на одной технологической платформе создавать совершенно разные по дизайну автомобили.

Существуют приемы, с помощью которых дизайнер может придать тот или иной характер внешнему виду авто. Например, динамичные пропорции со смещенным назад визуальным центром тяжести, углубления в кузовных панелях вдоль плечевой линии, растянутое остекление, большие колесные арки, силуэт, слегка наклоненный вперед, создающий иллюзию готовности к прыжку, – в результате получается спортивный имидж. А если автомобилю сделать больше дорожный просвет, по бортам прикрепить пластиковую защиту, на крыше поставить рейлинги, то получится если и не внедорожник, то кроссовер. Но, конечно, чтобы такая машина получила коммерческий успех, «лихой» дизайн должен быть подкреплен соответствующим техническим оснащением. Иначе эта «овца в волчьей шкуре» вызовет разве что улыбку.

Внешний вид машины может подчеркивать и атрибуты бренда. Так, автомобили Bentley изначально создавались с огромным запасом прочности. Принцип особой надежности, крепости, солидности перекочевал и на современные модели, поэтому внешний вид машины эту прочность подчеркивает. Дизайнеры компании говорят, что их стиль – солидность, некоторая увесистость; они не стремятся к легковесности или юркости.

Вообще у современных автомобилей многих марок есть определенные стилистические и дизайнерские решения, однозначно указывающие на их принадлежность к «семье». Некоторые из них можно заметить сразу, например решетку радиатора, а другие почти невозможно описать словами. Их можно лишь прочувствовать и очень сложно формализовать. Это некий дизайнерский ген. При этом иногда модели в одном ряду выглядят, как матрешка, отличаясь главным образом размерами. Но чаще дизайнеры стремятся к тому, чтобы автомобили напоминали набор шахматных фигур, которые все разные, но выполнены в одном стиле.

Итальянские формы и линии

В развитии автомобильного дизайна особая роль принадлежит итальянцам. Основными центрами автомобильного дизайна Италии стали Турин и Милан. Дизайнерских ателье, готовых взяться за любой заказ клиента, там всегда было очень много. Часть из них специализируются на автомобилях. Представим три самых громких имени.

Bertone. Основатель фирмы Джованни Бертоне в 1912 г. открыл собственное дело, занявшись ремонтом и постройкой экипажей и карет. В 1921 г. он создал свой первый автомобиль. Затем начал сотрудничать с Lancia, Fiat и другими автомобилестроителями. Позднее к компании присоединился и его сын Нуччио (Джузеппе). Начиная с 1954 г. компания постепенно переходит к промышленному выпуску небольших по объему партий легковых автомобилей, оказывает помощь ведущим автопроизводителям в разработке стиля автомобилей, подготовке технологической базы, изготовлении натурных образцов и опытных моделей. Бертоне представлял автомобили, глядя на которые, невозможно было оставаться равнодушным. Они вызывали противоречивые чувства – этого и добивался создатель.

В конце 2007 г. компания объявила себя банкротом, чтобы иметь возможность для реструктуризации и переговоров с кредиторами. В 2009 г. бизнес по производству автомобилей был продан Fiat, и Bertone сосредоточилась на сервисе.

За всю историю Bertone занимались созданием дизайна для Abarth, Alfa Romeo, Citroеn, Ferrari, Fiat, Iso Rivolta, Lancia, Lamborghini, Mercedes-Benz, Opel, Volvo и др.
Сейчас компанией владеет Лилли, вдова Нуччио.

Pininfarina. Основана в 1930 г. под названием Carrozzeria Pinin Farina дизайнером и инженером Баттистой Фариной, прозванным «Пинин» («младший», «маленький»). Основной целью было серийное строительство кузовов для легковых авто. В 1946 г. в компании была построена Cisitalia – эталон для автомобилей послевоенной эры, представленный в Музее современного искусства в Нью-Йорке как один из восьми выдающихся автомобилей нашего времени. Через 20 лет там оказался другой автомобиль Фарины – Sigma, прототип безопасного авто.

С 1961 по 2001 г. компанию возглавлял Серджио, сын Баттисты. Именно благодаря ему бизнес кузовных мастерских, одной из которых была Pininfarina, не прекратил существование, что предсказывалось в связи с доминированием производства массовых автомобилей с несущими кузовами, а приобрел новые формы и расширился. Под руководством Серджио было создано огромное количество проектов дизайна как для серийных автомобилей, так и прототипов.
В 1961 г. за выдающийся вклад в развитие автомобильного дизайна страны указом президента Италии прозвище было объединено с фамилией семьи, которая с тех пор звучит как Пининфарина.

Компания активно занимается не только автомобильным, но и другими видами промышленного дизайна.

ItalDesign-Giugiaro. Основал компанию в 1968 г. Джорджетто Джуджаро (с компаньонами), набравшийся дизайнерского опыта в ателье Bertone и Ghia. От других итальянских дизайнерских студий ателье Джуджаро отличалось тем, что предлагало производителям не только красивый рисунок, но и полный пакет технической документации, необходимой для постановки машины на конвейер.

Кроме легковых автомобилей, ателье создавало также проекты мотоциклов, автобусов, водного транспорта, часов, электроники, мебели, а с 1983 г. разрабатывает спортивную одежду и обувь. Всего было спроектировано около 60 прототипов легковых автомобилей и полсотни серийных моделей, четыре из которых удостоены титула «Лучший автомобиль года».

В мае 2010 г. фактическим собственником ателье стал немецкий Volkswagen, с которым всегда было очень тесное сотрудничество. Около 10% акций остались в семье Джуджаро.

Использование потенциала

Современный автомобильный дизайн не остается только в рамках автопрома: если у компании в руках есть такая находка, как востребованный потребителем дизайн, то вполне резонно попытаться заработать с его помощью и на стороне. Мы не имеем в виду сувениры и одежду, украшенные автомобильными логотипами. Речь идет о задействовании дизайнерских идей и образов, стиля.

Так, на одной из авиационных выставок можно было увидеть вертолет EC 145 Mercedes-Benz Style. Нет, его не произвели в Штутгарте, просто при создании интерьера пассажирского салона были применены принципы организации пространства, а также материалы, которые можно встретить в седанах E- и S-классов. Внутри этот геликоптер не отличить от типичного «мерседеса».

На недавней Неделе дизайна в Милане дизайнеры Mazda представили кресло, выполненное в фирменном стиле Kodo. Создатели этого кресла постарались придать его форме динамику и устремленность вперед, характерную для нынешних автомобилей марки. А Bentley на автошоу Pebble Beach Concours d’Elegance объявила о выпуске в октябре 2013 г. ограниченной коллекции фирменных женских сумок (160 штук). Каждая из них будет иметь металлическую пластинку с индивидуальным номером. Кроме того, будущая владелица сможет персонализировать сумку, заказав ее исполнение с учетом особенностей своего автомобиля.

Студия Peugeot Design Lab разработала концептуальную доску для серфинга, которую представила в июле на фестивале скорости в британском Гудвуде. Ее дизайн был навеян «трепетом от вождения последних спортивных автомобилей Peugeot – 208 GTi, RCZ R и концепта Onyx». Название доска получила соответствующее – GTi Surfboard. Швейцарская Hublot представила наручные часы LaFerrari, разработанные в честь одноименного новейшего суперкара Ferrari. В техническом и дизайнерском плане работа над ними шла параллельно работе над автомобилем. Форма их защитного стекла напоминает прозрачную крышку капота LaFerrari, а механизм – двигатель. Задняя крышка часов изготовлена из титана с черным сверхпрочным покрытием PVD, колесико завода и перевода стрелок расположено под крышкой.

Дизайнеры как люди творческие любят различные конкурсы: принимают в них участие, очень гордятся наградами. Но не только это – некоторые производители, чтобы подчеркнуть свои особые дизайнерские заслуги, учреждают премии. Так, Lexus недавно объявил о старте второго по счету конкурса дизайна. Lexus Design Award обращен к дизайнерам, работающим в таких областях, как архитектура, изобразительное искусство, мода и промышленный дизайн. Он дает возможность творцам представить свои работы на Неделе дизайна в Милане, одном из важнейших событий в профессиональном дизайнерском сообществе. Mercedes регулярно создает и выставляет на автосалонах различные арт-объекты, которые в концентрированном виде отражают их подход к созданию каких-то концептов, иллюстрируют смысл дизайна новых моделей. А BMW порой устраивает мировые премьеры своих новых автомобилей в рамках не автомобильных, а дизайнерских выставок.

«Золотая пыль» дизайна

В середине августа на выставке-конкурсе современных и исторических автомобилей Concours d’Elegance в Пеббл-Бич (США) впервые был представлен концепт BMW M4 Coupe.

Автомобиль окрашен в цвет Aurum Dust («золотая пыль»), созданный специально для него. Он сохранил традиционные черты спортивного семейства BMW M: уверенность, выразительность и динамичность. На большой динамический потенциал автомобиля указывают крупные воздухозаборники в передней части, стремительные линии по бокам и заниженная задняя часть.

Выразительный облик передней части концепта формируют глубокие рельефные поверхности, грани и линии. О принадлежности автомобиля к семейству BMW M говорят фирменные черты: характерная решетка радиатора и светодиодные фары в современной интерпретации традиционных двойных колец. Сдвоенные ребра радиаторной решетки визуально перекликаются с традиционными сдвоенными спицами дисков.

Благодаря привычным пропорциям BMW – длинному капоту, удлиненной колесной базе, смещенному назад салону и короткому переднему свесу – кажется, что автомобиль устремлен вперед, даже когда он стоит на месте. Мощные колесные арки говорят о высоких ходовых качествах концепта. Плавная линия крыши привносит в спортивный дизайн элегантность автомобиля премиум-класса. Горизонтальные линии подчеркивают мощную базу авто и визуально занижают центр тяжести. Спойлер соединен с крышкой багажника, cоздавая впечатление солидности и удлиняя силует концепта. Большие затененные области под спойлером придают корме автомашины еще более спортивный вид.

На этом же конкурсе Cadillac представил свое видение роскошного купе ближайшего будущего – концепт Elmiraj. А McLaren показал суперкар MP4-12C Spider. Это кабриолет со складной металлической крышей и с 3,8-литровым двигателем V8 616 л. с., выставленным напоказ под листом стекла за задней полочкой.

Залишити відповідь