Оценить влияние создания ЗСТ между Украиной и ЕС на торговлю с РФ в настоящее время невозможно – юрист

Оценить, каким фактически образом создание зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и Европейским Союзом повлияет на торговлю с Россией, в настоящее время не представляется возможным, поэтому нельзя точно предположить, какие ответные/защитные меры РФ сможет применить в отношении Украины на практике.

Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказала юрист юридической фирмы "Саенко Харенко" Анжела Махинова, комментируя последствия так называемого "торгового противостояния" между Украиной и Россией из-за возможного создания ЗСТ между Украиной и ЕС (далее – Соглашение с ЕС).

При этом А.Махинова отметила, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ) и Договоренность о толковании ст. XXIV ГАТТ (далее – Договоренность) прямо предусматривают право государств-членов ВТО заключать договоры региональной торговли (regional trade agreements) либо в формате таможенных союзов (ТС), либо в формате ЗСТ.

Заключение таких договоров между государствами-членами ВТО – весьма распространенное явление. В частности, согласно статистике, размещенной на официальном сайте ВТО, по состоянию на 31 июля 2013 года в рамках ГАТТ/ВТО было сделано около 575 уведомлений о договорах региональной торговли, из них 90% – договоры о ЗСТ, 10% – ТС, отметила также юрист.

"Заключение Украиной Соглашения с ЕС не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако в этом контексте важно, чтобы были соблюдены все требования, предусмотренные ГАТТ и Договоренностью", – сказала она.

А.Махинова отметила основное требование ГАТТ при создании ЗСТ: пошлины и другие меры, регулирующие торговлю, которые будут применяться к государствам, не участвующим в такой зоне, после ее создания не должны быть выше или более ограничительные, чем соответствующие пошлины и меры, применяемые до создания такой зоны.

Кроме того, ГАТТ, Договоренность и Механизм прозрачности для договоров региональной торговли (Transparency Mechanism for Regional Trade Agreements), утвержденный решением Генерального Совета от 14 декабря 2006 года (далее – Механизм прозрачности), предусматривают обязанность государств-членов ВТО, создающих ЗСТ, информировать другие государства-члены ВТО о ее создании, а также дать возможность предоставить свои рекомендации в отношении договора о создании ЗСТ и обсудить его на заседаниях Комитета по договорам региональной торговли.

"Ни ГАТТ, ни Договоренность прямо не предусматривают возможность применения каких-либо ответных/защитных мер в отношении государств, заключивших договоры о ЗСТ. Единственное, что прямо предусмотрено ГАТТ, это возможность получения в отдельных случаях компенсаций государствами-членами ВТО при создании ТС, а не ЗСТ ", – сказала юрист.

По словам А.Махиновой, учитывая, что РФ является членом ВТО, вероятны два варианта развития событий. В одном случае Механизм прозрачности предусматривает возможность обсуждения Соглашения с ЕС в рамках Комитета по договорам региональной торговли.

"Практически РФ не сможет повлиять на то, чтобы Украина отказалась от подписания Соглашения с ЕС через упомянутый Комитет. Однако РФ сможет получить подробную информацию о Соглашении с ЕС через Комитет, направив письменные или устные вопросы украинской стороне, или выражать свою обеспокоенность о возможном нарушении таким Соглашением правил ВТО", – сказала она.

Кроме того, юрист отметила, что Договоренность прямо предусматривает право государств-членов ВТО обратиться к процедуре рассмотрения споров в соответствии с Договоренностью о разрешении споров в отношении любых вопросов, связанных с применением соответствующих положений ГАТТ к договорам о создании ЗСТ.

Комментируя опасения РФ относительно того, что импорт из ЕС будет "выдавливать" товары украинского производства с отечественного рынка и такие товары могут быть направлены на рынок РФ, А.Махинова казала, что в таком случае, в зависимости от того, какой импорт будет иметь место (недавний, существенный, внезапный рост импорта, демпинговый импорт либо импорт товара, пользующегося привилегиями от нелегитимных субсидий) и будет ли он причинять ущерб российским производителям подобного товара, РФ сможет применить специальные (защитные), антидемпинговые или компенсационные меры соответственно, чтобы защититься от импорта. По ее словам, важно отметить: указанные меры могут быть применены только по итогам соответствующих торговых расследований.

Если ущерб будет причиняться не только российским производителям, но и производителям других членов Таможенного союза, указанные меры могут быть применены и такими другими членами (опять же при условии соблюдения всех соответствующих процедур).

Кроме того, по словам А.Махиновой, Договор о ЗСТ СНГ (далее – Договор) прямо предусматривает возможность участия его сторон в соглашениях о таможенном союзе, свободной торговле и/или приграничной торговле (далее – преференционные соглашения) при условии соблюдения правил ВТО.

Вместе с тем, согласно Договору, если такое участие существенным образом негативно влияет на взаимную торговлю его участников, между сторонами должны проводиться консультации для выработки и принятия мер, направленных на возобновлению взаимной торговли.

Кроме того, Договор прямо предусматривает право государств-участников Таможенного союза ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров в размере ставки режима наибольшего благоприятствования, если участие одной из сторон в преференционных соглашениях ведет к росту импорта из такой стороны в объемах, причиняющих ущерб или угрожающих причинить ущерб промышленности Таможенного союза после соответствующих консультаций.

Как сообщалось, президент РФ Владимир Путин предупредил, что страны Таможенного союза введут защитные меры для своего рынка, если Украина пойдет на либерализацию таможенного режима с ЕС.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь