Sinopec, как и другие ведущие энергетические компании Китая, все чаще скупает активы в горячих точках Ближнего Востока, пользуясь политическими страхами и финансовыми трудностями западных конкурентов, отмечают аналитики.
Нестабильная политическая ситуация в Египте после свержения исламистского Президента Мохаммеда Мурси не отпугивает китайскую компанию. Месторождения располагаются в удаленных частях страны, и добыча нефти и газа на этих территориях еще ни разу не была приостановлена с момента ухода в отставку Президента Хосни Мубарака. Кроме того, потенциальные доходы превосходят все политические риски, связанные с возможной гражданской войной. Египетский бизнес Apache оказался крайне прибыльным, принеся выручку в $2,7 млрд. в прошлом году. Однако над американской компанией нависла угроза снижения кредитного рейтинга из-за высоких долговых обязательств, поэтому она вынуждена продавать некоторые активы, направляя вырученные средства на погашение кредитов и выкуп своих акций.
Если сделка будет одобрена регуляторами, она станет крупнейшей для Sinopec после приобретения за $5,19 млрд. доли в бразильском бизнесе португальской Galp Energia, а ее объемы добычи ископаемых вырастут на 9%. Sinopec придерживается принципа "приобретать активы за рубежом, чтобы удовлетворить спрос Китая на энергию, однако предпочитает оставаться миноритарием, снижая таким образом риски", пояснил Bloomberg аналитик Macquarie Group Джеймс Хаббард. Китайская компания не новичок на рынке Египта. Впервые она появилась здесь в 2005 году, когда основала СП с египетской Tharwa Petroleum. Sinopec также активно инвестирует по всему миру: с 2010 года она вложила $19 млрд. в компании Великобритании, США, Канады, Бразилии, Аргентины и Австралии, свидетельствуют данные Dealogic.
Экспансию китайских энергетических компаний за рубеж, и в частности на Ближний Восток, активно поддерживает официальный Пекин. Китай – второй по величине потребитель нефти в мире после США. Спрос на ископаемые в Поднебесной продолжает расти. Нередко власти даже обращаются к государственным коммерческим банкам с просьбой выдавать более дешевые кредиты энергокомпаниям для проведения сделок M&A.
Продвижению китайских компаний на иностранные энергорынки помогает взвешенная внешняя политика Пекина, который старается занимать сбалансированную позицию при оценке конфликтов в странах Ближнего Востока. В совокупности все эти факторы сыграли на руку китайским нефтяникам. За последние пять лет те совершили 83 сделки на общую сумму $100,7 млрд. Планы еще более грандиозные. Так, PetroChina планирует инвестировать до $60 млрд. на покупку долей в иностранных компаниях до 2020 года и увеличить добычу ископаемых за рубежом на 50%. На данный момент PetroChina ведет переговоры с ExxonMobile по разработке месторождения "Западная Курна-1" в Ираке. Кроме этого CNPC в марте договорилась с итальянской Eni о покупке 20-процентной доли в мозамбикском газовом месторождении за $4,21 млрд.
"Зависимость Китая от зарубежной нефти относительно высокая, и сейчас тенденция такова, что китайцы ищут по всему миру активы с наиболее оптимальным соотношением затрат и потенциальной прибыли. Судя по заявлению Sinopec, китайцы верят, что политические риски могут находиться под контролем", – пояснила IndustryWeek аналитик C1 Energy Ли Ли.