На выставке в Киеве можно увидеть работы самого дорогого фотографа современности Андреаса Гурски. За какие идеи сегодня платят миллионы долларов?
А. Гурски «Рейн II» (1999). Река, превращенная в абстракцию, – характерный прием фотохудожника.
Таинственный покупатель из бывшего СССР» – так сегодня называет Виктора Пинчука западная пресса, которая пишет о современном искусстве. Сенсационная репутация украинского миллиардера состоялась в основном благодаря нескольким именам, вошедшим в состав его коллекции за последние два года: Джеф Кунс, Демиен Херст, Энтони Гормли, Андреас Гурски. Последний считается одним из самых дорогих и актуальных фотохудожников современности.
Очередная выставка «ПинчукАртЦентра» (28 сентября – 2 ноября) экспонирует 24 работы Гурски. Возможно, этого будет достаточно, чтобы понять, почему фотограф из Дюссельдорфа так любим критиками и коллекционерами. Вероятно, этих снимков хватит и для того, чтобы успокоить тех, кто не верит ни в каких богов, но все равно переживает о разумном устройстве мира.
Слева направо: Андреас Гурски, Джулия Стошек, Виктор Пинчук.
Чем объясняется коллекционная привлекательность работ Гурски? Прежде всего он изображает мир, близкий любому жителю мегаполиса. Это супермаркеты, офисы, биржи, аэропорты и проч. Кроме того, Гурски имеет возможность потратить десятки и даже сотни тысяч долларов на реализацию детской мечты любого фотографа: чтобы на снимке были все, и чтобы все было в фокусе. И наконец, он имеет прекрасное художественное образование. Его воображение способно выстраивать предметы и человеческие массы в абстрактные картины в духе Мондриана и Сера.
Вот как он по просьбе «&» прокомментировал свою работу «Рейн II» (1999 г.), которая и дала название всей выставке: «Идея относительно этой фотографии возникла, когда я прогуливался вдоль реки. Это мое любимое место, я там регулярно совершаю пробежки. То, что вы имеете возможность увидеть сегодня на выставке, – разработка визуального впечатления от Рейна, которое напомнило мне абстрактные картины из истории развития искусств. Я сделал бесчисленное количество снимков, и в результате возникла эта работа. Картина очень абстрактная, я понимаю. Но мой интерес состоит в том, чтобы просто делать такие работы. И у меня есть чувство, оправдывающее создание подобного».
Говорят, что из-за нарушенной перспективы, если долго всматриваться в работы Гурски, можно достичь состояния невесомости и легкого головокружения. Будто его полотна успокаивают, потому что он показывает современный мир без тревоги.
Закономерная биография Жизнь Андреаса Гурски (сегодня ему 53 года) по-немецки последовательна и логична, а успех кажется закономерным. При знакомстве с его биографией можно сказать лишь одно: «А как же иначе?». Его отец – владелец успешной коммерческой фотостудии, учителя – суперзвезды мировой фотографии Берндт и Хила Бехер. Два года работы таксистом – не в счет, их можно списать на неопределенность, свойственную молодости. Когда вокруг современной фотографии возник серьезный бум, Гурски оказался в нужной обойме. На так называемом круге Бехеров сошелся фокус внимания коллекционеров и инвесторов. К тому времени Гурски создавал огромные панорамные фотополотна, где с величайшей скрупулезностью был запечатлен современный мир. Его замыслы требовали охвата огромных пространств, великих скоплений людей и предметов, идеи были грандиозны, а техническое исполнение безупречно. С 1988 г. Гурски постоянно увеличивает размеры своих фотографий. В 1990-х он использует самые большие форматы фотобумаги на арт-рынке. В 2000-х соединяет нескольких листов для того, чтобы создавать фотоизображения размером 2×4,5 м и более. |