Мнение практиков

Какие меры необходимо вовремя предпринять, чтобы смягчить последствия финансового кризиса?


Алексей Геращенко, заместитель исполнительного директора по экономике и финансам компании «Юг-Контракт»:
— Последствия мирового финансового кризиса пока ощутимо не коснулись нашей основной деятельности. Объемы реализации на рынке потребительской электроники имеют устойчивую тенденцию к росту, хотя сентябрьские продажи ожидались на более высоком уровне. В то же время на рынке имеет место крайне негативная для бизнеса тенденция усложнения доступа к кредитным ресурсам. Этот фактор уже в ближайшие месяцы существенно повлияет на объемы спроса в различных сегментах рынка. Высокая стоимость ресурсов, которая будет заложена в цену товара, также отрицательно подействует на спрос. Предполагаю, что на нашем рынке те планы сбыта, которые строились на предновогодний сезон несколько месяцев назад, следует снизить на 10-15%.


В стремительной девальвации гривни на наличном и безналичном рынках я вижу ряд ситуационных факторов, а также сильную спекулятивную составляющую. Думаю, что в итоге НБУ не даст курсу существенно отойти от уровня 5,0-5,1 грн. за доллар США, а текущая ситуация взлета курса является временной.


Для нашего бизнеса основной риск я вижу в возможности переоценить размеры платежеспособного спроса на рынке и выйти из предновогоднего периода с избыточными запасами. Кроме того, существенный риск заложен в возможностях невозврата дебиторской задолженности. Многие наши клиенты в своей деятельности серьезно зависят от банковских кредитов; сокращение объемов кредитования теми или иными учреждениями может привести к краткосрочной потере крупными клиентами ликвидности, которая в условиях разворачивания кризиса повлечет за собой и более серьезные последствия. Не исключаю, что в силу потерь от кризиса 2009 год может стать периодом слияний и поглощений.


Мы стремимся преодолеть данный период, не идя на неоправданные размеры закупок от поставщиков, а также будем требовать дополнительных гарантий платежеспособности крупных клиентов в случае необходимости расширения ими кредитных лимитов. В то же время надеемся на стабилизацию финансового рынка, который хоть и не касается нас в первую очередь, тем не менее приводит к необходимости закладывать в оценку работы значительные дополнительные риски. Принципиального сворачивания наших программ развития не планируем. Возможен лишь более консервативный подход к развитию новых для нас направлений, то есть отказ от экспансии, требующей значительных инвестиций. Нет в наших планах и антикризисных мероприятий, поскольку в кризисе не находимся. Только усилим контроль над рисками, прежде всего в части управления товарными кредитами. Наша деятельность требует привлечения краткосрочных заемных средств в предсезонный период. В средне- и долгосрочной перспективе реинвестирования прибыли достаточно для поддержания роста компании.


Вячеслав Бабичев, финансовый директор ООО «Промкабель-Электрика»:
— Конечно, мы в деятельности своей компании ощущаем последствия мирового финансового кризиса, потому что, как и наши партнеры, среди которых много строительных организаций, пользуемся банковскими кредитами. Трудности с получением кредитов отражаются на платежной дисциплине, и как следствие — происходит увеличение дебиторской задолженности. Поэтому пересматриваются принципы работы с поставщиками и покупателями. Сокращаем отсрочки для покупателей, стараемся работать по предоплате, с поставщиками используем расчеты через факторинг, что позволяет получать дополнительные отсрочки по платежам.


Серьезных мероприятий пока не проводим, идет процесс переориентации компании на другие рынки (с рынка строительства жилья), сейчас главное не суетиться. Программы развития не урезали и не планировали этого делать. Кризисы заканчиваются, и с каким потенциалом компания из них выйдет — это вопрос. Свою текущую деятельность финансируем за счет кредитов и собственных средств. Наша компания открыла кредитную линию два года назад (на пять лет), сейчас также используем овердрафт.


Александр Нефедов, директор киевского представительства компании zeb/rolfes.schierenbeck.associates:
— Мировой/региональный финансовый кризис практически всегда может негативно повлиять на экономическое положение компании. Она может облегчить негативные последствия кризиса, разработав правильную стратегию, включая план управления ликвидностью и доходностью. Кризис предприятия не обязательно привязан к мировому финансовому кризису, а может быть связан с плохим менеджментом компании. Но финансовый кризис, как правило, может изменить ситуацию к худшему в реальном экономическом секторе, которая способна негативно повлиять на предприятие.


Выручка и издержки (доходность):



  • снижается спрос на продукцию предприятия в связи с ухудшением экономической ситуации;

  • снижаются продажи предприятия;

  • уровень издержек остается прежним.
     

Ликвидность и финансирование:



  • в связи со снижением продаж при не изменившихся издержках у компании, возможно, возникают проблемы с ликвидностью;

  • банки ужесточают условия выдачи кредитов.

Компании оказываются в состоянии финансового кризиса в основном по двум причинам: ликвидность и/или убыточность производства, которая рано или поздно приводит к проблемам с ликвидностью. Для преодоления кризиса, как правило, необходимо:



  • решить проблемы с ликвидностью, если они существуют. Улучшить ликвидность могут помочь следующие меры: продажа готовой продукции, запасов со скидкой, продажа клиентских требований, реструктуризация существующих банковских кредитов;

  • улучшить ситуацию с доходностью (повысить продажи, снизить издержки). Ситуацию с доходностью можно улучшить путем внедрения программы сокращения издержек. Краткосрочное повышение объема продаж возможно, например, за счет изменения ценовой политики или повышения уровня кросс-продаж;

  • вероятно, необходима новая стратегия предприятия. Стратегия может включать в себя как полную стратегическую переориентацию компании в отношении продуктов, клиентских сегментов, каналов продаж и проч., так и частичное изменение стратегии по тому или иному направлению.

Андрей Булах, партнер «Делойт»:
— Для каждой компании масштаб финансового кризиса зависит от того, какова текущая ликвидность на сегодняшний день, каковы проблемы с потенциальным погашением текущих обязательств. У целого ряда компаний, которые выпускали евробонды или привлекали долгосрочные кредиты в прошлом, сегодня наступает момент выплат и возникают проблемы рефинансирования.


В экстремальных ситуациях, когда компания не в состоянии погасить текущие обязательства, не может привлечь дополнительное финансирование и рефинансировать свои обязательства, необходимо хирургическое вмешательство. К примеру, поиск инвестора, который будет готов стратегически войти в бизнес и поддержать компанию на плаву. Это крайняя мера, поскольку сегодня стоимость бизнеса очень сильно снизилась, и у собственников компании не лучшее время для того, чтобы получить адекватную стоимость. Но в некоторых случаях это является наиболее реальным способом избежать банкротства.


Альтернативой может быть пересмотр и критический взгляд на свой бизнес, определение ключевых и стратегических активов для этого бизнеса и продажа непрофильных активов. В кризисной ситуации продажа непрофильного бизнеса или малоликвидных активов может помочь компании получить деньги и остаться на плаву.


Если влияние кризиса на компанию на сегодняшний день неощутимо, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе существует риск снижения доходов, то в этой ситуации целесообразно пересмотреть инвестиционные планы компании, вернуться к более взвешенному подходу при определении темпов роста. Ведь последние несколько лет все прогнозы в отношении работы предприятий на нашем рынке строились исходя из оптимистичного сценария развития экономики. Они предполагали быстрый рост и увеличение спроса на товары. Сегодня необходимо более критично оценить запланированные инвестиции на предмет их прибыльности и рисков. Возможно, придется частично отказаться от своих планов по развитию, поскольку привлечение финансирования в нынешних условиях проблематично и его стоимость увеличилась.


Для того чтобы избежать негативных влияний кризиса на компанию, финдиректору в первую очередь необходимо уделить внимание управлению ликвидностью бизнеса, рабочим капиталом и соотношению земных средств к собственным. Также менеджменту нужно пересмотреть бизнес-план развития компании, проанализировать сроки окупаемости уже утвержденных проектов, исследовать и сравнить различные варианты инвестирования. Однако здесь предприятие может столкнуться с проблемой нехватки соответствующих специалистов. Поскольку данные меры одноразовые, не все организации располагают аналитическими департаментами, чтобы провести эффективный анализ. В данном случае сочетание внутренних ресурсов предприятия и внешних консультантов дает возможность в довольно быстрые сроки отреагировать на мировую ситуацию и разработать корректирующий план.


&.Ф.

Залишити відповідь